Образование играет важную роль в формировании личности, но не все образовательные системы одинаково эффективны в этом. Часто в пример ставится советская система образования, которая до сих пор вызывает споры и дискуссии. Почему же она, по мнению некоторых, не смогла полностью выполнить свою воспитательную функцию? Давайте попытаемся разобраться.
Стоит отметить, что все предположения и выводы в данном тексте основываются на обобщенных представлениях и исследованиях, которые не могут распространяться на каждую отдельно взятую ситуацию или индивидуальный опыт.
Система образования в СССР, функционировавшая с 1917 по 1991 год, оставила уникальный след в истории мировой педагогики. Она включала в себя несколько уровней: начальное общее образование, среднее (полное) общее образование, профессиональное (среднее специальное и высшее) и постградуальное обучение.
Отличительной чертой данной системы было то, что обучение на всех уровнях было бесплатным и обязательным. Система образования в СССР обеспечивала возможность для всех слоев населения получить полноценное образование, что способствовало ликвидации общей неграмотности в стране в начале XX века. Также целью обучения было формирование идеологически корректной личности.
Структура советского образования подразумевала широкий курс предметов, цель которого состояла не только в предоставлении общих знаний, но и в формировании общественно активной, трудолюбивой личности, тесно связанной с коллективом и готовой к выполнению общественных обязанностей. Расписание уроков было наполненным, а планка требований к ученикам — достаточно высокой, что обеспечивало высокий уровень знаний у выпускников.
В советской системе образования особый акцент делался на методах коллективного обучения и воспитания. Образовательный процесс был организован таким образом, чтобы коллектив стал главным инструментом воспитания детей и молодежи. Ученики выполняли задания, работали над проектами и проводили свободное время в коллективе.
Несмотря на некоторые позитивные аспекты, система образования в СССР имела ряд очевидных недостатков, включая узкий идеологический фокус, пренебрежение индивидуальным подходом и игнорирование методов формирования самостоятельного, критического мышления у учащихся.
В рамках советской системы образования применялась строгая дисциплина и авторитарный подход к воспитанию. Центральной идеей было создание нового советского человека, способного поднять страну на пик прогресса. Это обособленное собирательное понятие включало в себя непоколебимую веру в справедливость социалистического общества, преданность труду и стойкость перед трудностями.
Такой подход образования к воспитанию обладал определенными преимуществами, например, – развитие дисциплины, верности принципам коммунистической идеологии и духу социализма. Школьникам прививались идеалы коллективизма, устанавливались строгие нормы социального поведения. Трудовой навык, ценность образования и важность служения обществу играли ключевые роли в этом процессе.
Однако система была подвержена критике, так как по итогу создавалось общество, в котором индивид должен был соответствовать строго заданному образцу. Отсутствие частной инициативы и духа предпринимательства, нежелание принимать участие в политической жизни, недостаток критического мышления были типичными чертами образа советского человека, обусловленные этим подходом.
В результате строгости системы и отсутствия сомнения в идеологии, высшие общественные структуры и авторитеты редко подвергались обсуждению или критике. Это создавало культуру, неприветливую к вопросам и критическому мышлению, в которой индивидуальные и новые идеи подавлялись в угоду коллективизму.
Советскую образовательную систему часто сравнивают с современными подходами к образованию в мире, в ходе чего проявляются значительные различия. Специфической чертой советской модели является ее универсальность и строгая регламентация. В ней преобладали законченность и точность, однако она также допускала ограниченную гибкость и возможность внедрения инноваций.
Современные образовательные системы, в свою очередь, стремятся к полной гибкости. Они стараются отойти от строго установленного плана, предоставляя простор для творчества и критического мышления. Особое внимание уделяется развитию навыков самостоятельного обучения, что способствует лучшей адаптации учащихся к меняющемуся миру.
Разница между системами отражается не только в разном уровне знаний, она приводит к формированию разных типов личностей. Советская система образования была направлена на воспитание социально активных людей, что достигалось с помощью уроков труда, физкультуры и внеурочных занятий. Однако приоритет критического мышления и способности адаптироваться к быстро меняющимся условиям отсутствовал.
В отличие от советской системы, современное образование целенаправленно развивает самостоятельность учащихся, в том числе в вопросе самообразования, и критическое мышление. Это ведет к формированию гибкой и адаптивной личности, способной не только обрабатывать факты, но и понимать их контекст и значение.
Стоит отметить, что, несмотря на проведенное сравнение, обе системы образования обладают своими достоинствами и недостатками. Низкая адаптивность выпускников советской системы образования к быстро меняющимся реалиям можно считать обратной стороной его структурированности и универсальности. Подход "один размер подходит всем" не всегда позволял учиться в оптимальном темпе для каждого учащегося, но некоторые ограничения советской модели можно увидеть только в сравнении с более современными системами образования.
Влияние образования на воспитание: почему советская система оказалась хуже?
25 октября 202325 окт 2023
1
4 мин