Сегодня академический директор Онлайн Школы Европейской Гимназии Татьяна Шаталова расскажет о трендах в образовании на основе анализа заключения ЮНЕСКО «Технологии в образовании: на чьих условиях?»
События 2020 года изменили жизнь многих людей. Это не прошло мимо более, чем миллиарда учащихся по всему миру. В условиях пандемии почти 70% школьников перешли на дистанционный формат обучения, что спровоцировало внедрение цифровых технологий в образовательные процессы всех уровней.
Ежегодно ЮНЕСКО публикует экспертные заключения о мониторинге образования. В 2023 году это исследование было посвящено цифровизации обучения. Давайте же рассмотрим некоторые из выводов свежего доклада.
Стремительно меняющийся мир
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – это не новшество XXI века: ещё сто лет назад благодаря популяризации радио были организованы образовательные передачи, направленные на широкую аудиторию. Удивительно, но эта практика до сих пор позволяет проводить занятия для детей кочевых народов Нигерии.
Следующим по распространённости средством дистанционного обучения является телевидение, которое также способствовало распространению образования в сельских районах и среди детей из бедных семей, не имеющих доступа в Интернет.
Эксперты отмечают ещё одно неожиданное положительное следствие телеуроков: благодаря высокому качеству материала подобных занятий выросла эффективность других учителей, которые черпали новые сведения и приёмы у опытных коллег с экрана.
Однако именно ИКТ последних 40 лет обладают наибольшим потенциалом для трансформации образования. В первую очередь это доступ к открытым онлайн-ресурсам вроде Wikipedia или KhanAcademy, а также бесплатным приложениям, например, по изучению языков Duolingo.
Университеты со всех уголков мира публикуют в YouTube свои лекции и позволяют получать сертификаты о повышении квалификации дистанционно. Кажется, что имея в руках гаджет с выходом во Всемирную паутину, человек любого возраста может получить какую угодно профессию или выучить любой предмет. Но так ли это?
Сдержанный оптимизм
С момента внедрения компьютеров и Интернета в образовательную сферу прошло ещё слишком мало лет, чтобы оценить последствия этого процесса.
С одной стороны, образование становится более доступным, более открытым к инклюзии, более справедливым, а также позволяет не привязываться к конкретному географическому месту, культуре и даже языку.
С другой стороны, консервируется бедность тех категорий населения, которые не могут позволить себе гаджеты, и чьё правительство не тратит средства для развития цифровой инфраструктуры.
Другим дискуссионным вопросом является сама модернизация образования под воздействием технологий. Классическая система образования любого уровня нередко критикуется за свою несвоевременную адаптацию к меняющемуся миру: когда ИКТ меняются уже не в течение десятилетий, а год за годом, школьное образование готовит детей не ко вчерашнему, а к позавчерашнему дню.
Программы и учебники должны пройти многоуровневую проверку, чтобы попасть в руки к ученикам, в то время как содержащиеся там материалы и развиваемые навыки уже утратят свою актуальность. Использование компьютерных технологий позволяет быстрее адаптировать учебную деятельность под вызовы современности, и готовить будущих взрослых к жизни не в нашем теперешнем мире, а в будущем, полным новых открытий – и новых испытаний.
Негативные и пагубные аспекты распространения цифровых технологий в образовании и обществе включают риски нарушения дисциплины и недостатка человеческого взаимодействия.
Именно поэтому в Онлайн Школе Европейской Гимназии придумали гибридный формат, когда студенты нашей школы ощущают включенность со стороны учителей, тьюторов и одноклассников.
Нерегулируемое использование технологий даже может ставить под угрозу соблюдение принципов демократии и прав человека, например, в связи с нарушением неприкосновенности частной жизни и разжиганием ненависти.
Системы образования должны быть лучше адаптированы для обучения работе с цифровыми технологиями и преподавания с помощью этих инструментов, которые должны отвечать интересам всех учащихся, учителей и руководителей.
Необходимо более широко распространять объективные данные о случаях использования технологий для улучшения образования, а также соответствующие примеры успешной практики, с тем чтобы обеспечить оптимальное предоставление образовательных услуг с учетом конкретных условий.
Чёткие цели для нового типа образования
Набор базовых навыков, которыми молодые люди должны овладеть в школе, по крайней мере в более богатых странах, расширился и теперь включает широкий спектр новых компетенций, позволяющих ориентироваться в цифровом пространстве.
Понятие качества образования включает:
- Стандартные аспекты - наличие технологической инфраструктуры и других надлежащих ресурсов.
- Подготовку учителей в соответствии с требованиями к использованию учителями технологий в процессе обучения
- Актуальное содержание - включение в учебные программы навыков цифровой грамотности
- Индивидуальные результаты обучения. Например, установление минимального уровня владения навыками чтения и анализа информации + достижение социально значимых результатов.
Недостаточно, чтобы учащиеся просто получали знания - они должны уметь использовать их для содействия достижению устойчивого развития в социальной, экономической и экологической сферах.
Поэтому мы активно развиваем креативность, эмпатию, коммуникативность, критическое мышление и другие SOFT SKILLS.
Существуют различные мнения относительно того, насколько цифровые технологии могут повышать качество образования.
Некоторые утверждают, что в целом цифровые технологии позволяют создавать мотивирующую учебную среду, обогащать опыт учащихся, моделировать ситуации, облегчать совместную работу и расширять взаимодействие.
И мы присоединяемся к этому мнению т.к. именно такую, мотивирующую и бережную по отношению к ребятам среду нам удалось создать в нашей Онлайн школе.
Другие же считают, что цифровые технологии, как правило, стимулируют применение индивидуализированного подхода к обучению, сокращая возможности учащихся для общения и приобретения знаний путем наблюдения за своими товарищами в реальных условиях.
Более того, как только новая технология преодолевает некоторые ограничения, возникают определенные связанные с ней проблемы:
- Неблагоприятное воздействием на физическое и психическое здоровье.
- Несанкционированное использование персональных данных в коммерческих целях.
- Распространение недостоверной информации и пропаганды ненависти, в том числе посредством образования.
Повышение эффективности может быть наиболее перспективной областью применения цифровых технологий в образовании.
Считается, что технологии способны сократить время, которое учащиеся и учителя тратят на выполнение рутинных задач и которое можно использовать для других, более значимых в образовательном плане занятий. Однако образовательные технологии применяются далеко не только для замены других ресурсов.
Технологии могут быть основаны на принципах «один ко многим», «один к одному» или «многие ко многим».
- Могут быть ориентированы на обучение индивидуальное или групповое, в режиме онлайн или в очном формате, самостоятельно или совместно с другими.
- Позволяют передавать контент, создавать учебные сообщества и поддерживать связь между учителями и учащимися.
- Обеспечивают доступ к информации.
- Могут применяться в рамках формального и информального обучения, а также для оценки усвоенных знаний.
- Используются в качестве инструмента повышения продуктивности и содействия творческой деятельности, взаимодействию, совместной работе, планированию и управлению данными.
- Могут разрабатываться специалистами или содержать пользовательский контент.
- Могут быть предназначены для конкретных школ и привязаны к определенному месту или же рассчитаны на использование в любое время и повсеместно.
Наподобие любой сложной системы каждый технологический инструмент требует особой инфраструктуры, формата, содержания и методики преподавания и может быть полезен для различных видов обучения.
Телефон или ноутбук?
Проведенный в 2020 году сводный обзор 101 проекта в области дистанционного образования в условиях кризиса показал, что лишь в одном случае из трёх делается ставка на применение компьютеров и связанное с этим развитие цифровых навыков, в остальном же задействуются для образования телевидение или обычные телефоны.
Мы в Онлайн Школе Европейской Гимназии рекомендуем применять компьютеры. Просим использовать ребят ноутбуки и активно содействуем занятиям спортам и перерывам на отдых для глаз.
Во время закрытия школ в 2020 году 95% министерств образования применяли тот или иной вид дистанционного обучения, что предположительно позволило охватить более одного миллиарда учащихся во всем мире.
Во время закрытия школ 91% стран предоставляли услуги дистанционного обучения с помощью онлайновых образовательных платформ, но ими смогла воспользоваться лишь четверть учащихся во всем мире. В остальных случаях наряду с печатными материалами и мобильными телефонами для повышения интерактивности применялись в основном низкотехнологичные разработки, такие как радио и телевидение.
Многие страны свернули разработанные во время пандемии COVID-19 платформы дистанционного обучения, а другие адаптируют их с целью охватить учащихся из социально изолированных групп населения.
Разные страны, включая Бутан и Руанду, создали цифровые версии традиционных учебников, с тем чтобы сделать их более доступными.
Другие страны, в том числе Индия и Швеция, выпустили цифровые учебники, призванные стимулировать интерактивность и мультимодальное обучение. Цифровые библиотеки и хранилища образовательного контента, такие как Национальная академическая цифровая библиотека Эфиопии, Национальная цифровая библиотека Индии и портал для учителей Бангладеш, помогают учителям и учащимся находить нужные материалы.
Платформы управления обучением, которые стали важнейшим элементом современной учебной среды, позволяют организовывать контент путем интеграции цифровых ресурсов в структуру курса.
Открытые образовательные ресурсы (ООР) способствуют повторному использованию и адаптации материалов, что позволяет сокращать время на разработку, избегать дублирования и делать материалы более конкретными или актуальными для учащихся.
92% материалов в глобальной библиотеке OER Commons представлено на английском языке. Это влияет на круг лиц, которые имеют доступ к цифровому контенту. Этот дисбаланс обусловлен различиями в уровне владения цифровыми компетенциями, доступе к интернету, языковых навыках и структуре курсов.
Главные выводы из доклада Юнеско
1. Образовательные системы должны всегда заботиться о том, чтобы интересы учащихся находились в центре внимания.
2. Цифровые технологии должны использоваться для поддержки образования, основанного на взаимодействии с человеком, а не для его замещения.
Поэтому с каждым учеником Онлайн Школы Европейской Гимназии еженедельно работает тьютор в индивидуальном формате, в каждом классе есть чуткий наставник. Только так — через включенность в каждого — мы даем даем ребятам качественные знания и актуальные навыки.
#докладЮнеско #тренды