Найти в Дзене

Тренды. Образование и технологии: что чем управляет?

Оглавление

Сегодня академический директор Онлайн Школы Европейской Гимназии Татьяна Шаталова расскажет о трендах в образовании на основе анализа заключения ЮНЕСКО «Технологии в образовании: на чьих условиях?»

События 2020 года изменили жизнь многих людей. Это не прошло мимо более, чем миллиарда учащихся по всему миру. В условиях пандемии почти 70% школьников перешли на дистанционный формат обучения, что спровоцировало внедрение цифровых технологий в образовательные процессы всех уровней.

Ежегодно ЮНЕСКО публикует экспертные заключения о мониторинге образования. В 2023 году это исследование было посвящено цифровизации обучения. Давайте же рассмотрим некоторые из выводов свежего доклада.

Стремительно меняющийся мир

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) – это не новшество XXI века: ещё сто лет назад благодаря популяризации радио были организованы образовательные передачи, направленные на широкую аудиторию. Удивительно, но эта практика до сих пор позволяет проводить занятия для детей кочевых народов Нигерии.

-2

Следующим по распространённости средством дистанционного обучения является телевидение, которое также способствовало распространению образования в сельских районах и среди детей из бедных семей, не имеющих доступа в Интернет.

Эксперты отмечают ещё одно неожиданное положительное следствие телеуроков: благодаря высокому качеству материала подобных занятий выросла эффективность других учителей, которые черпали новые сведения и приёмы у опытных коллег с экрана.

Однако именно ИКТ последних 40 лет обладают наибольшим потенциалом для трансформации образования. В первую очередь это доступ к открытым онлайн-ресурсам вроде
Wikipedia или KhanAcademy, а также бесплатным приложениям, например, по изучению языков Duolingo.

-3


Университеты со всех уголков мира публикуют в YouTube свои лекции и позволяют получать сертификаты о повышении квалификации дистанционно. Кажется, что имея в руках гаджет с выходом во Всемирную паутину, человек любого возраста может получить какую угодно профессию или выучить любой предмет. Но так ли это?

Сдержанный оптимизм

С момента внедрения компьютеров и Интернета в образовательную сферу прошло ещё слишком мало лет, чтобы оценить последствия этого процесса.

С одной стороны,
образование становится более доступным, более открытым к инклюзии, более справедливым, а также позволяет не привязываться к конкретному географическому месту, культуре и даже языку.

-4

С другой стороны, консервируется бедность тех категорий населения, которые не могут позволить себе гаджеты, и чьё правительство не тратит средства для развития цифровой инфраструктуры.

Другим дискуссионным вопросом является сама модернизация образования под воздействием технологий. Классическая система образования любого уровня нередко критикуется за свою несвоевременную адаптацию к меняющемуся миру: когда ИКТ меняются уже не в течение десятилетий, а год за годом, школьное образование готовит детей не ко вчерашнему, а к позавчерашнему дню.

Программы и учебники должны пройти многоуровневую проверку, чтобы попасть в руки к ученикам, в то время как содержащиеся там материалы и развиваемые навыки уже утратят свою актуальность. Использование компьютерных технологий позволяет быстрее адаптировать учебную деятельность под вызовы современности, и готовить будущих взрослых к жизни не в нашем теперешнем мире, а в будущем, полным новых открытий – и новых испытаний.

Негативные и пагубные аспекты распространения цифровых технологий в образовании и обществе включают риски нарушения дисциплины и недостатка человеческого взаимодействия.

Именно поэтому в Онлайн Школе Европейской Гимназии придумали гибридный формат, когда студенты нашей школы ощущают включенность со стороны учителей, тьюторов и одноклассников.

Метапредметный урок для ребят, которые учатся на гибридном формате
Метапредметный урок для ребят, которые учатся на гибридном формате

Нерегулируемое использование технологий даже может ставить под угрозу соблюдение принципов демократии и прав человека, например, в связи с нарушением неприкосновенности частной жизни и разжиганием ненависти.

Системы образования должны быть лучше адаптированы для обучения работе с цифровыми технологиями и преподавания с помощью этих инструментов, которые должны отвечать интересам всех учащихся, учителей и руководителей.

Необходимо более широко распространять объективные данные о случаях использования технологий для улучшения образования, а также соответствующие примеры успешной практики, с тем чтобы обеспечить оптимальное предоставление образовательных услуг с учетом конкретных условий.

-6

Чёткие цели для нового типа образования


Набор базовых навыков, которыми молодые люди должны овладеть в школе, по крайней мере в более богатых странах, расширился и теперь включает широкий спектр новых компетенций, позволяющих ориентироваться в цифровом пространстве.

Понятие качества образования включает:

  • Стандартные аспекты - наличие технологической инфраструктуры и других надлежащих ресурсов.
  • Подготовку учителей в соответствии с требованиями к использованию учителями технологий в процессе обучения
  • Актуальное содержание - включение в учебные программы навыков цифровой грамотности
  • Индивидуальные результаты обучения. Например, установление минимального уровня владения навыками чтения и анализа информации + достижение социально значимых результатов.

Недостаточно, чтобы учащиеся просто получали знания - они должны уметь использовать их для содействия достижению устойчивого развития в социальной, экономической и экологической сферах.

Поэтому мы активно развиваем креативность, эмпатию, коммуникативность, критическое мышление и другие SOFT SKILLS.

Мы это делаем по-разному. Например, недавно обсуждали с ребятами , что обои на телефоне и чехол - тоже инструмент для проявления интересов, эмоций, впечатлений, памятные событий
Мы это делаем по-разному. Например, недавно обсуждали с ребятами , что обои на телефоне и чехол - тоже инструмент для проявления интересов, эмоций, впечатлений, памятные событий

Существуют различные мнения относительно того, насколько цифровые технологии могут повышать качество образования.


Некоторые утверждают, что в целом цифровые технологии позволяют создавать мотивирующую учебную среду, обогащать опыт учащихся, моделировать ситуации, облегчать совместную работу и расширять взаимодействие.

И мы присоединяемся к этому мнению т.к. именно такую, мотивирующую и бережную по отношению к ребятам среду нам удалось создать в нашей Онлайн школе.

Другие же считают, что цифровые технологии, как правило, стимулируют применение индивидуализированного подхода к обучению, сокращая возможности учащихся для общения и приобретения знаний путем наблюдения за своими товарищами в реальных условиях.

Более того, как только новая технология преодолевает некоторые ограничения, возникают определенные связанные с ней проблемы:

  • Неблагоприятное воздействием на физическое и психическое здоровье.
  • Несанкционированное использование персональных данных в коммерческих целях.
  • Распространение недостоверной информации и пропаганды ненависти, в том числе посредством образования.
-8

Повышение эффективности может быть наиболее перспективной областью применения цифровых технологий в образовании.

Считается, что технологии способны сократить время, которое учащиеся и учителя тратят на выполнение рутинных задач и которое можно использовать для других, более значимых в образовательном плане занятий. Однако образовательные технологии применяются далеко не только для замены других ресурсов.

Технологии могут быть основаны на принципах «один ко многим», «один к одному» или «многие ко многим».

  • Могут быть ориентированы на обучение индивидуальное или групповое, в режиме онлайн или в очном формате, самостоятельно или совместно с другими.
  • Позволяют передавать контент, создавать учебные сообщества и поддерживать связь между учителями и учащимися.
  • Обеспечивают доступ к информации.
  • Могут применяться в рамках формального и информального обучения, а также для оценки усвоенных знаний.
  • Используются в качестве инструмента повышения продуктивности и содействия творческой деятельности, взаимодействию, совместной работе, планированию и управлению данными.
  • Могут разрабатываться специалистами или содержать пользовательский контент.
  • Могут быть предназначены для конкретных школ и привязаны к определенному месту или же рассчитаны на использование в любое время и повсеместно.

Наподобие любой сложной системы каждый технологический инструмент требует особой инфраструктуры, формата, содержания и методики преподавания и может быть полезен для различных видов обучения.

Телефон или ноутбук?


Проведенный в 2020 году сводный обзор 101 проекта в области дистанционного образования в условиях кризиса показал, что лишь в одном случае из трёх делается ставка на применение компьютеров и связанное с этим развитие цифровых навыков, в остальном же задействуются для образования телевидение или обычные телефоны.

-9
Мы в Онлайн Школе Европейской Гимназии рекомендуем применять компьютеры. Просим использовать ребят ноутбуки и активно содействуем занятиям спортам и перерывам на отдых для глаз.

Во время закрытия школ в 2020 году 95% министерств образования применяли тот или иной вид дистанционного обучения, что предположительно позволило охватить более одного миллиарда учащихся во всем мире.

Во время закрытия школ 91% стран предоставляли услуги дистанционного обучения с помощью онлайновых образовательных платформ, но ими смогла воспользоваться лишь четверть учащихся во всем мире. В остальных случаях наряду с печатными материалами и мобильными телефонами для повышения интерактивности применялись в основном низкотехнологичные разработки, такие как радио и телевидение.

Многие страны свернули разработанные во время пандемии COVID-19 платформы дистанционного обучения, а другие адаптируют их с целью охватить учащихся из социально изолированных групп населения.

Разные страны, включая Бутан и Руанду, создали цифровые версии традиционных учебников, с тем чтобы сделать их более доступными.

Другие страны, в том числе Индия и Швеция, выпустили
цифровые учебники, призванные стимулировать интерактивность и мультимодальное обучение. Цифровые библиотеки и хранилища образовательного контента, такие как Национальная академическая цифровая библиотека Эфиопии, Национальная цифровая библиотека Индии и портал для учителей Бангладеш, помогают учителям и учащимся находить нужные материалы.

Платформы управления обучением, которые стали важнейшим элементом современной учебной среды, позволяют организовывать контент путем интеграции цифровых ресурсов в структуру курса.

-10

Открытые образовательные ресурсы (ООР) способствуют повторному использованию и адаптации материалов, что позволяет сокращать время на разработку, избегать дублирования и делать материалы более конкретными или актуальными для учащихся.

92% материалов в глобальной библиотеке OER Commons представлено на английском языке. Это влияет на круг лиц, которые имеют доступ к цифровому контенту. Этот дисбаланс обусловлен различиями в уровне владения цифровыми компетенциями, доступе к интернету, языковых навыках и структуре курсов.

Главные выводы из доклада Юнеско

1. Образовательные системы должны всегда заботиться о том, чтобы интересы учащихся находились в центре внимания.
2.
Цифровые технологии должны использоваться для поддержки образования, основанного на взаимодействии с человеком, а не для его замещения.

Поэтому с каждым учеником
Онлайн Школы Европейской Гимназии еженедельно работает тьютор в индивидуальном формате, в каждом классе есть чуткий наставник. Только так — через включенность в каждого — мы даем даем ребятам качественные знания и актуальные навыки.

#докладЮнеско #тренды