Найти тему
Русская Семёрка

Катастрофа К-7: почему разбился советский самолёт-гигант

Оглавление

Идеи гигантизма глубоко проникли в сознание советских конструкторов. Один из таких проектов, был многоцелевой самолет К-7, получивший прозвище «летающая крепость».

Летающее крыло

Советский авиаконструктор К. А. Калинин был одним из первых, кто увидел перспективы в компоновке самолетов в виде «летающего крыла». Такие летательные аппараты не имели обычного фюзеляжа, его функции выполняло пустотелое крыло, которое несло все необходимое оборудование, экипаж и полезную нагрузку. Преимущество такой компоновки заключалось в возможности снизить массу самолета и, следовательно, увеличить его грузоподъемность.

В 1928 году данная схема была проверена в аэродинамической трубе и подтвердила свою жизнеспособность. Годом позже конструктор полностью разработал новый проект, который был одобрен руководством, и КБ Калинина приступило к его созданию. В начале 1930-х годов началась работа по строительству гигантского самолета с размахом крыльев более 50 метров.

История и судьба разработки

В 1932 году построили первую экспериментальную модель. Уже в процессе работы выплыло много сложностей, связанных с ограниченными возможностями советской промышленности, — самолет получался очень тяжелым, а двигатели (хоть их количество и довели до 7) — недостаточно мощными.

В остальном же самолёт получался отличный, особенно его боевой вариант. Восемь пулемётов и столько же пушек не оставляли мертвых зон вокруг самолета — каждый сектор окружающего пространство простреливался как минимум из трех огневых точек. Бомбовая нагрузка составляла 6 т. Вместо нее самолет мог нести танк или другую бронетехнику, сбрасываемую на парашютах.

Испытания показали, что машина обладает неплохими летными характеристиками. Летчик-испытатель М. А. Снегирев: «Машина в воздухе хорошо слушалась рулей. Управлять ею было легко. Даже не верилось. Слегка потянешь штурвал — и машина сразу отвечает!». К сожалению, повторные испытания боказались менее успешными. 21 ноября 1933 года заходя на посадку, самолет разбился, унеся жизни 15 членов экипажа.

Причиной аварии стало разрушение лонжеронов хвостовой балки, вызванное вибрацией, связанной с рыскливостью самолета. Последнее качество присуще всем машинам типа «летающее крыло». В то время с этим не умели бороться.

В 1935 году было принято решении об изменении концепции советского самолетостроения. Работы по К-7 свернули. Сам конструктор Калинин незаслуженно стал жертвой «большого террора» и в 1938-м был расстрелян.

The post Катастрофа К-7: почему разбился советский самолёт-гигант appeared first on Русская семерка.