Подковерная борьба за международные транспортные коридоры обостряется
Было время, когда Армения сполна пользовалась своим удачным географическим расположением, где пересекались Восток и Запад, Север и Юг, где и Россия, и США чувствовали себя, как дома. Древняя цивилизация выработала у населения навыки гибких переговоров как с Востоком, так и с Западом - с европейцами и американцами, арабами и персами. В частности, еще в 1664 году король Франции Людовик XIV назначил Маркара Аванчинца, армянина из Новой Джульфы, директором Французской Ост-Индской компании (координировала французскую торговлю и колонизацию берегов Индийского океана во второй половине XVII и в XVIII веках), торгующей бриллиантами и другими драгоценными камнями. И это было вовсе неслучайно…
Сегодня нашими «купеческими князьями» на фоне прошлых личностей стали малосильные и совершенно невзрачные фигуры типа Пашиняна с его во многом надуманной концепцией «Армянского перекрестка» или министра территориального управления и инфраструктур Армении Гнела Саносяна и министра экономики Ваана Керобяна, пытающихся «прорубить» блокаду, открыв для Армении новые коммуникационные возможности.
«ГА» уже сообщал, что в Мумбаи в эти дни прошел III Глобальный морской саммит Индии (GMIS - Global Maritime India Summit 2023), для участия в котором правительство отрядило того самого Саносяна. Там же находились замминистра экономики Нарек Терян и торговый атташе Армении в Иране Вардан Костанян. При этом, как отмечалось в «ГА», армянские власти проигнорировали проходящий буквально в те же дни в Пекине III Международный форум китайской инициативы «Пояс и путь» (BRI – Belt&Road Initiative), хотя и она может оказаться совершенно небесполезной для прорыва многолетнего полублокадного (с востока и запада) существования Армении – страны, к тому же не имеющей прямого выхода к морю.
Напомним, что, начиная еще с XI века, армяне слыли надежными торговцами в Европе, обслуживая Шелковый путь между Азией и Европой, а уже в следующем столетии армянские купцы составляли 10% населения Венеции, которая в XII веке была таким же деловым центром Европы, как ныне Гонконг или Дубай – в мире. И вышеупомянутые обе инициативы – индийская и китайская – по сути являются попыткой возрождения на современной, в том числе цифровой, основе древнего Шелкового пути.
Надо ли говорить, что в условиях глобальных тектонических разломов и поляризации мира все страны ведут жесткую борьбу за то, чтобы оказаться узловым транзитным пунктом на маршрутах нового Шелкового пути. Неудачники соответственно окажутся на обочине глобальных коммуникационных путей. И насколько в этом плане велики шансы Армении?
Выступая на саммите в Мумбаи, Гнел Саносян сказал, что Армения заинтересована в развитии диалога и сотрудничества в рамках международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», иранского порта Чабахар (находится в арендном управлении Индии), маршрута Персидский залив – Черное море. «Мы уверены, что дорожная сеть Армении имеет серьезный потенциал для достижения этой цели. Правительство Армении прилагает усилия по восстановлению и модернизации соответствующей инфраструктуры страны путем реализации инвестиционной программы дорожного коридора «Север-Юг», который, увеличив возможности Армении, позволит стране стать полноправным участником как МТК «Север-Юг», так и других коммуникационных инициатив. Строительство этой важной стратегической дороги облегчит движение транспорта от южной границы Армении до границы с Грузией и портов Черного моря», - подчеркнул министр.
Но вот чего не сказал Саносян, так это то, что упомянутая им одноименная национальная автомагистраль от границы с Ираном до границы с Грузией как потенциально возможное звено МТК «Север-Юг» готова в лучшем случае лишь на 10%, и никто из серьезных игроков не собирается дожидаться, пока правительство Пашиняна соизволит достроить дорогу, ведь имеются и альтернативные возможности, обходящие нашу страну.
Между тем, Азербайджан, даже получив с легкой руки Пашиняна Арцах, не оставляет попыток задушить Армению в кольце блокад. И пока Гнел Саносян «сотрясал воздух» в Мумбаи, а находящийся там же замминистра экономики Нарек Терян знакомился с транзитными возможностями тамошнего порта и уговаривал министра портов, морских грузоперевозок и водных путей Индии Шантану Тхакура вовлечься в программу «сухого порта» в Гюмри (для него еще ТЭО не готово), Азербайджан без лишнего шума быстро построил качественную автостраду от Баку до границы с Россией, на открытии которой 20 октября присутствовал Ильхам Алиев.
Напомним, что еще в марте 2021 года посол Индии в Иране заявил, что страна собирается включить Армению в создаваемый через иранский порт Чабахар МТК «Север-Юг», но только в мае текущего года решением премьера в Армении была создана межведомственная рабочая группа, которая должна рассмотреть вопросы запуска международного мультимодального высокоскоростного маршрута, министр Керобян тогда же заявил, что Армения может стать оператором в иранском порту Чабахар.
Однако повторимся, что при нынешней неповоротливости правительства Пашиняна, постоянно путающегося с приоритетами, даже заинтересованность и подталкивания со стороны Индии и Ирана мало что могут изменить. Для участия в новом маршруте от порта Мумбаи к иранскому порту Чабахар и далее в грузинские порты на Черном море Армении необходимо предложить качественную автомагистраль на своей территории – иначе все разговоры так разговорами и останутся.
Ашот Арамян, Голос Армении