Найти тему
Международная панорама

Провалы западных СМИ говорят больше о Западе, чем о Газе

Оглавление

Режущая глаз предвзятость в освещении войны западными СМИ отражает культурное восприятие того, что жизни палестинцев и израильтян не равны.

Прошло уже более двух недель с начала очередной войны в Газе. Более 6500 палестинцев погибли в результате непрекращающихся израильских бомбардировок, 1400 израильтян погибли в результате нападения вооруженной палестинской группировки сопротивления ХАМАС на юг Израиля.

Наблюдая за освещением этих событий в СМИ, я, старый солдат холодной войны, с горечью наблюдаю всё то же разительное различие между тем, как освещалось убийство мирных жителей с обеих сторон, что и в 67-м, и в 73-м, и в промежутках между этими знаковыми датами, и после, во время Первой и Второй интифад.

Многие западные СМИ упорно подчеркивают аморальность убийств и жестокого обращения с израильскими мирными жителями, чем, несомненно, отличился ХАМАС, одновременно затушёвывая аморальность неизбирательного убийства палестинских гражданских лиц израильскими вояками путем ковровых бомбардировок сектора Газа.

В одном примечательном интервью BBC Newsnight, когда глава палестинской миссии в Великобритании Хусам Зомлот сказал, что семь членов его семьи погибли в результате израильских бомбёжек, его интервьюер выразил лишь формальные соболезнования и тотчас объявил, что «вы не можете мириться с убийством мирных жителей в Израиле».

Зомлот поведал свою личную трагедию не как оправдание жестокости ХАМАС, а лишь ответив на прямой вопрос о том, что с ними случилось. Однако, когда он сделал это, его попросили осудить не тех, кто убил его родных, а тех, кто убивал других.

Стоит отметить, что во всех просмотренных мною интервью израильтян, потерявших близких подобным образом, я не встретил ни одного, где бы жертв спрашивали, одобряют ли они действия своего правительства или порицают навешивание ярлыков на палестинцев. Министр обороны Израиля Йоав Галлант назвал палестинцев «человеческими животными». Никому не было предложено осудить то, что некоторые называют разворачивающимся геноцидом и изгнанием мирных жителей из сектора Газа.

«Мы вынуждены не видеть палестинское человечество, потому что колониализм, превосходство белых и исламофобия по-прежнему являются доминирующей линзой, через которую государства, институты, люди и средства массовой информации на Западе смотрят на мир (хотя геополитические интересы, конечно, также играют роль )», — пишет в
редакционной статье журнал The New Humanariant, противопоставляя прославление украинского сопротивления нашей СВО делегитимации палестинской борьбы против вторжения, лишения палестинцев собственности и этнических чисток.

Лишь немногие СМИ удосужились задаться вопросом, как более двух миллионов человек оказались заперты в крошечной прибрежной полоске земли, или обсудить 16-летнюю блокаду, превратившую эту территорию в то, что широко признано тюрьмой под открытым небом.

Эти неадекватности и искажения в освещении западными СМИ войны в Газе отражают реальность, которая часто затуманивается заявлениями о «журналистской объективности». Правда в том, что свобода журналистов в отношении того, что следует публиковать, никогда не была абсолютной; она всегда была ограничено ценностями и культурой общества, в котором они действуют.

Покойный
американский специалист по этике средств массовой информации Джон Кэлхун Меррилл утверждал, что «журналистика нации не может выходить за пределы, разрешенные обществом; с другой стороны, она не может сильно отставать».

Осознание того, как культура взаимодействует с журналистикой, является ключом к пониманию этих предубеждений, многие из которых уходят корнями в историю. То, что мы видим в освещении войны в Газе, — это, в первую очередь, демонстрация в значительной степени непризнанных социальных ограничений, налагаемых на журналистику.

Явная цензура. Мнения, гуманизирующие палестинцев или отклоняющиеся от официальной линии безоговорочной поддержки Израиля, подавляются. Имели место подавления протестов и выражений солидарности с палестинцами, угрозы арестовать людей за размахивание палестинским флагом, а также попытки крупных технологических компаний удалить пропалестинский контент или или осуществлять его теневой запрет, о чём я уже писал на своём канале.

В репортаже программы Listening Post телеканала «Аль-Джазира» говорится, что редакторы американских новостных отделов препятствуют любым попыткам представить предысторию атак ХАМАС, поскольку это, мол, будет неприятно аудитории.

Однако цензура не является исчерпывающим объяснением. Как сказал Меррилл, журналистика «не может сильно отставать» от общества. Журналистская этика, а также моральные принципы и ценности, которые её определяют, принадлежат не только журналистам. Скорее, они являются отражением ожиданий всего общества от средств массовой информации.

По сути, репортажи об Израиле и секторе Газа говорят нам больше о самих журналистах и культурах, из которых они происходят, чем о событиях в регионе.

Исторически антисемитизм и исламофобия были хорошо известной чертой западной культурной мысли. Когда-то евреи подвергались гонениям из-за их национальной принадлежности во многом так же, как сегодня мусульмане, регулярно подвергающиеся погромам. Однако после ужасов Холокоста антисемитизм широко осуждался в западной культуре как неприемлемый и отвратительный.

А вот антиарабские и исламофобские настроения на Западе никогда не подвергались такому же осуждению. За последние несколько десятилетий они еще больше усугубились пресловутой «войной с террором» под руководством США, которую Израиль использовал для оформления своего собственного конфликта с палестинцами.

В этом контексте неудивительно, что многие жители Запада, похоже, считают, что признание человечности евреев должно идти рука об руку с дегуманизацией тех, кто закодирован как мусульмане или арабы (в западном воображении эти категории почти всегда смешиваются).

Настойчивое утверждение «права» Израиля защищать себя даже перед лицом неоспоримых злодеяний, восходящих к его созданию, отражает представление Запада о том, что гибель арабских гражданских лиц является приемлемой ценой за безопасность и душевное спокойствие Израиля.

Напротив, даже попытка упомянуть контекст, в котором произошла гибель израильских гражданских лиц, считается возмутительным шагом – как недавно испытал на себе сам Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.

Сообщения западных СМИ отражают этот ужасный культурный расчет – одностороннее требование осуждения, индивидуализации и гуманизации израильской трагедии соседствует с изображением палестинской трагедии пассивным языком и страданиями неких безликих масс.

Это также проявляется в образах смерти. Социальные сети и телерепортажи наводнены графическими изображениями мертвых палестинцев, но сравнительно мало изображений мертвых израильтян. Предполагается, что таких слов и описаний, как «обезглавленные младенцы», достаточно, чтобы выразить ужас смерти израильтян. Однако ужас смерти палестинцев необходимо подчеркнуть с помощью кровавых образов.

Аудитории постоянно напоминают, что ХАМАС был признан западными правительствами террористической организацией, а не то, что правозащитные группы и ООН называют Израиль режимом апартеида.

Критика действий Израиля или даже попытка очеловечить их жертвы кодируются как проявления антисемитизма, который влечёт за собой гораздо более серьезное культурное наказание, чем антиарабские настроения.

Тем не менее, важно помнить, что культура сама по себе является коллективизирующей и туманной концепцией, и не следует предполагать, что культурные концепции поддерживаются или принимаются всеми, кто идентифицирует себя как часть культуры.

Примером тому являются массовые демонстрации в поддержку палестинцев, происходящие в Европе и Северной Америке. Однако дело в том, что культура действительно влияет на отношение СМИ, этику и рамки, а также ограничивает возможности журналистов.

Сегодня, когда новости мгновенно транслируются по всему миру, культурные «слепые пятна» могут проявляться как неэтичная практика, в том числе как оправдание геноцида и этнических чисток. Усвоение этого моими западными коллегами требует определенной степени самосознания, которую, к сожалению, многие до сих пор не смогли продемонстрировать.

ВНИМАНИЕ: Дзен не показывает все мои публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи, заходите непосредственно на канал. Читайте, комментируйте и подписывайтесь!

Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):

Номер карты Сбербанка — 2202 2056 2618 8509 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».