Найти тему

Помощь от Бога

Оглавление

Почему Бог не всегда спасает человека от физической смерти?

Евангелие от Луки (Лк.,VIII:22-25)

Здравствуйте! С вами Епископ Переславский и Угличский Феоктист. В Евангелии есть масса историй о том, как Христос спасает людей: спасает от смерти, от болезни, от голода, от одержимости злыми духами. При этом в Евангелии нет рассказов нового рода, таких, в которых Христос не мог бы помочь людям. Единственное исключение — это Он Сам. Он не стал ничего делать, когда Его взяли под стражу, судили и казнили. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то увидим там нечто иное. Христос далеко не всегда помогал своим апостолам избегать неприятностей, и в конечном итоге Он не спас их от насильственной смерти.

Получается, что в рамках Нового Завета мы видим две различные парадигмы отношения Христа к людям: одна имела место во время Его земного служения, а вторая пришла на смену после Его смерти и воскресения. Сегодня в православных храмах, во время богослужения, читается отрывок из 8 главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом рассказанная в нем история соотносится с дальнейшим служением апостолов Христовых.

От Луки святое благовествование
(Лк.,VIII:22-25)
8.22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
8.23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
8.24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! Погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
8.25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Фабула этой Евангельской истории довольно проста. Христос со своими учениками переплывал озеро на лодке. Во время плавания Господь заснул, началась буря. Апостолы испугались, разбудили учителя, и Он одним своим словом усмирил стихию. Вывод из случившегося очевиден: Христос – Бог, творец всего видимого и невидимого, а потому Он способен повелевать стихиями. Следовательно, тем, кто находится рядом с Ним и верит в Него, ничего не может угрожать. Таким людям ни страшны ни бури, ни ветра, ни штормы, ни землетрясения, ни зной, ни холод.

Именно так прокомментировал эту евангельскую историю блаженный Феофилакт. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. И в самом деле, так и было на протяжении всего земного служения Христа. Но после Его вознесения все меняется. И буквально через несколько месяцев после вознесения церковь обретает первого мученика – архидиакона Стефана. Он был побит камнями за проповедь Христа в Иерусалиме. Позже появились и другие мученики, в число которых вошли и почти все апостолы. Получается, что Христос им не помог. Впрочем, у нас нет свидетельства о том, чтобы кто-то из апостолов погиб по-иному, например, из-за шторма или камнепада в горах. Из этого факта можно сделать вывод, что Христос в отношении апостолов продолжил ограничивать стихии, но не стал ограничивать проявление злой человеческой воли, как не стал Он это делать и в отношении Себя Самого.

Но как быть с другими поколениями христиан? Многие христиане погибали, погибают и будут погибать от воздействия разыгравшихся стихий. Можно, конечно, сказать, что всему виной слабая вера. А еще можно вспомнить, что Христос позволил свои апостолам умереть насильственной смертью и сделать из этого вывод, что Спаситель перестал спасать от гибели после вознесения.

Из этого вывода следует еще один очень жесткий и неприятный: Христос был с нами, но теперь Его с нами нет. Последний вывод, с христианской точки зрения, кощунственен, и мы ни при каких условиях не можем с ним согласиться. А это означает, что нам необходимо каким-то иным образом посмотреть на саму идею спасения Христом физической жизни своих учеников.

Проблема состоит в том, что мы зачастую склонны смотреть на евангельские истории в отрыве от их общего контекста, из-за чего возникает ошибочное восприятие того или иного евангельского эпизода. Когда мы читаем евангелие, нам стоит помнить, что мы имеем дело в первую очередь с рассказом о земной жизни Спасителя. А Его земная жизнь была подчинена определенной цели, которая состояла в том, чтобы люди увидели в Иисусе из Назарета воплощенного Бога, чтобы поверили в Него. Поверили и в возвещенное Им Небесное Царство. Это Царство неотмирно. Оно, с одной стороны, за пределами физического мира, с другой, войти в него можно и не дожидаясь физической кончины. В перспективе Небесного Царства, сама человеческая жизнь, несмотря на её несомненную важность и значимость, перестает быть абсолютной ценностью. Потому как таковой ценностью становится Небесное Царство. Многочисленные евангельские чудеса являются одним из элементов Христовой проповеди, а их направленность – сохранение жизни и здоровья людей, связана с тем, что для ветхого человека его жизнь и здоровье важнее всего прочего. Когда ученики Христа обрели крепость веры, им уже не требовались чудеса такого рода, потому что для них Царство Небесное стало несоизмеримо важнее, чем их собственная жизнь.

Золотая осень
Золотая осень