Найти тему

Вьетнамский театр кукол на воде: как стихийные бедствия создали новый вид искусства

-2
-3
-4
-5

У каждого из нас есть дорогие воспоминания из детства, наполненные играми на улице, мелкими шалостями и любимыми игрушками. Особым удовольствием было купать всех подаренных кукол или машинки, представляя, что они обитают в подводном царстве, легко скользят по воде и могут выполнять самые невероятные трюки. Для Вьетнама же это не просто фантазии, а настоящий культурный код, но и здесь все началось с обычного желания развлечься.

Вьетнамский театр кукол на воде придумали больше тысячи лет назад местные крестьяне. В периоды затопления рисовых полей работать было нельзя, а занимать себя как-то хотелось. Простой досуг для самых бедных слоев населения позднее перерос в любимое представление императорского дворца и увеличил интерес других стран к культуре Вьетнама. Постановки стали проводить не только на рисовых полях, но и на болотах, озерах, в искусственных водоемах и переносных бассейнах, которые теперь используют для гастролей по всему миру, а разные регионы страны привносили свои уникальные черты в древнее искусство. Сегодня этот вид театра является гордостью нации, укрепляет культурную самобытность, служит окном в прошлое и привлекает тысячи туристов.

Так что из себя представляет театр кукол на воде?

Для каждой постановки изготавливают индивидуальный набор кукол из дерева сунг или фигового дерева, все они покрываются смолой лаковых деревьев для придания водонепроницаемости. Это могут быть образы людей, животных или национальных мифических существ: единорогов, драконов и фениксов. Живут такие куклы недолго, при частом использовании — около четырех месяцев. Узнать секрет изготовления таких персонажей практически невозможно, технологии хранятся в строгой тайне и передаются из поколения в поколение.

За всю историю существования театра сюжет практически не изменился. Это истории о простой сельской жизни, быте крестьян, их праздниках и волшебных героях, которые легко соседствуют с рабочими. Традиционно в спектакле задействованы 11 кукловодов, которые учатся этому мастерству не менее трех лет. Все участники действия в течение одного-двух часов (в зависимости от постановки и театра) сидят по пояс в воде за бамбуковой ширмой и управляют куклами с помощью веревок. Материал перегородки позволят актерам хорошо видеть зал и следить за его реакцией. Эффект реалистичности происходящего дает приглушенный свет и специальные длинные шесты, на которые крепят персонажей.

Вся постановка сопровождается живой музыкой на флейтах, барабанах и национальном инструменте донбоу. Не замерзнуть в воде, которая всегда остается холодной, артистам помогает специальное водонепроницаемое снаряжение в виде брюк и несколько пар носков, надетых друг на друга.

Театр кукол на воде в столице страны Ханое особенно нравится местным жителям за эффектное представление «Танец дракона». Гаснет свет и из воды выскакивают два дракона. Под музыку существа нападают друг на друга, разбрызгивают во все стороны воду, бьют по ней хвостами, скользят по водоему и внезапно исчезают. А после возвращаются вновь, выпуская клубы дыма из пасти и приводя в восторг каждого зрителя.

Набирать популярность за рубежом национальный театр стал только в середине прошлого века, когда Вьетнам решил приоткрыть для иностранного сообщества особенности национальной культуры и наладить туристические связи. Теперь посмотреть представления театра кукол на воде, оценить не изменившиеся за века техники, собственные трюки и секреты можно не только в любом регионе страны, но и за ее пределами.

Кукловод Фан Тхань Лием понимал, что нужно найти альтернативу местным водоемам и большим бассейнам, чтобы путешествовать по миру и создал мини-театр кукол на воде, его «дорожную версию». Так, актеры и получили возможность гастролировать, знакомить иностранную публику со своими традициями. У нового формата, кроме мобильности, появилось еще несколько важных преимуществ: зрители могут свободно трогать кукол, участвовать в представлении и знакомиться с технологиями производства театрального реквизита.

Фан Тхань Лием и его труппа уже посетили Южную Корею, Италию, Польшу, Таиланд, Францию, Германию, Японию, США и Россию. По приглашению оргкомитета XVI Международного театрального фестиваля им. А.П. Чехова в этом июне вьетнамский кукольный театр Тханглонг приехал в Москву и Воронеж. Это уже третье выступление артистов в России. Так что мы вполне можем надеяться на новые визиты труппы и возможность снова оценить их мастерство.