Канал "Историческое оружиеведение" продолжает цикл публикаций о ножевом бое вообще и переводов иноязычных публикаций об этом виде фехтования в частности. И сегодня вниманию подписчиков предлагается перевод статьи "Дуэли на ножах. Освещение смертоносной части искусства боя. В уничтожении соперника есть больше науки, чем представляют себе жители Севера. Чтобы увидеть оружие, применяемое в наиболее благоприятных условиях, нужно ехать в Мексику и страны Южной Америки. Позиции описаны человеком, который знает о них все". Статья была опубликована 10 декабря 1893 года в газете "Чикаго Трибьюн" (англоязычное название не даю - последнее время Дзен начал очень неровно дышать к длинным фразам на иностранных языках). Источник взят с сайта ХЕМА Мисфитс. Перевод мой.
Дуэли на ножах
Освещение смертоносной части искусства боя.
В уничтожении соперника есть больше науки, чем представляют себе жители Севера.
Чтобы увидеть оружие, применяемое в наиболее благоприятных условиях, нужно ехать в Мексику и страны Южной Америки.
Позиции описаны человеком, который знает о них все.
Не все в нашей стране знают, какая хитрая наука стоит за применением ножа как оружия нападения и защиты, но пусть он отправится на Юг или Юго-Запад, к подрумяненным солнцем людям, и новая, смертоносная часть искусства мужского боя выйдет на поверхность.
Ножевой бой, по-видимому, вообще является слабостью жителей Юга, как в Старом Свете, так и в новом. К югу от линии Мэйсона и Диксона (линия, некогда делившая Пенсильванию и Мэриленд, а также (символически) Север и Юг США - ИО) находится страна, в которой даже в наши дни нет ничего необычного в том, чтобы найти плохого человека, который гордится своим превосходным знанием этого оружия, но чтобы попасть на настоящую территорию ножа, нужно отправиться в Мексику и страны Южную Америки.
Здесь он найдет бесчисленное множество отчаянных людей, чье умение в использовании ножа на протяжении поколений превратилось в четко определенную науку, определенную почти также четко, как использование кулаков в нашей стране представителями этого искусства. Считается, что местом рождения настоящей ножевой науки была Андалусия, где ее использование было доведено до великого совершенства. Поэтому в Южной Америке, если местный житель особенно известен в качестве ловко владеющего коротким клинком, друзья хвалят его, называя настоящим андалузцем.
Эта наука, практикуемая в этой части мира сегодня, гораздо более груба, чем староиспанский стиль, и совершенствуется главным образом за счет кровожадности, вызванной различными грязными уловками и финтами, о которых джентльмены старой школы не знали или не хотели ничего знать. Одно время серапе, или испанский плащ, использовался в качестве защиты боевой руки, которую обертывали им до костяшек пальцев во время боя, минимизируя опасности боковых ударов по артериям и венам запястья. Но защищающий серапе сегодня не используется как раньше, если только это не касается показных дел между джентльменами, которые любят позировать в стуке стали до тех пор, пока посторонние не смогут помешать дуэли. Нынешний "Смазчик" (в деловом смысле) не дает своему противнику времени использовать плащ, да и сам не стремится к этому, даже если плащ у него есть.
В ножевом поединке противнику подставляется правая сторона и рука, а не левая, как в боксе, и следят за ножом противника, а не за его глазами. Левая рука используется для защиты или захвата противника (если есть возможность) за его правое запястье или другое место, и держится широко раскрытой, высоко к шее и близко к телу.
Первым условием является правильное удержание ножа, что должно быть сделано таким образом, чтобы обеспечить как можно более длинное и легкое использование инструмента, с возможностью наносить удары вверх или в сторону, а не вниз. Это достигается путем удержания ножа в ладони вверх, так, чтобы он был направлен прямо вперед. Сценический злодей неизменно держит свой кинжал неправильно, и человек, который пойдет, держа нож таким образом в настоящий бой с бойцом, использующим нож по науке, даже если у его противника не будет собственного оружия, рискует быть убитым из-за того, что его неловко удерживаемый клинок может быть повернут против него.
Как и в боксе, в науке о спарринге на ножах большую роль играют ноги. В игру вступают ловкие боковые уклоны тореадора, и никто в мире не сравнится в этой части игры с мексиканцем. Старый испанский джентльмен обычно стоял почти прямо во время дуэли на ножах и обращался со своим инструментом примерно так же, как с мечом, но американец испанского происхождения приседает на корточки, крутит клинком на ловком запястье, чтобы ослепить своего противника, и пытается всеми способами вывести своего противника из равновесия, чтобы обеспечить безопасное открытие (в защите противника - ИО). Мексиканцы, дерущиеся между собой, обычно сбрасывают сомбреро и иногда взаимно соглашаются на использование серапе, но когда "смазчик" вступает в рукопашную схватку с белыми пограничниками (жителями приграничья - ИО), сомбреро - это именно то, что ему нужно. Покружив вокруг своего противника и поставив его в напряженно ожидающую защиту, он внезапно бьет своей большой шляпой по лицу противника и выпотрошит его, прежде чем тот осознает военную хитрость. Здесь удар ногой в живот – это прием, который ставит нынешнего ножевого бойца по практическим результатам далеко впереди своего андалузского прототипа. Все сражающиеся мексиканцы или вакеро носят обувь с высоким голенищем, каблуками и тяжелой толстой подошвой, в которых в неожиданный момент можно выполнить резкий боковой удар под защиту противника. Момент для удара ногой подготавливается серией непрерывных подъемов правого колена во время спарринга.
Другой трюк заключается в том, что использовать выпад противника, чтобы прижать его правую ногу к земле, потом освободить и выполнить свой укол, когда он восстанавливает равновесие. Метание ножа, к которому на практике прибегают плохие подростки Севера, занимавшиеся образованием по дешевым романам, полезно лишь как цирковой трюк. Настоящий ножевой боец подумает о том, чтобы рисковать своей жизнью таким образом, не более, чем ковбой о том, чтобы рискнуть проломить голову своему противнику, бросив в него револьвером. От ножа, брошенного в кого-то, легко увернуться, как от дубинки или другого снаряда, и противник, в которого он был брошен, в большинстве случаев может убить своего обезоруженного врага, не напрягаясь.
Как бы странно это не был на первый взгляд, два дуэлянта с ножом, если они хорошо обучены этому искусству, часто тратят много времени, прежде чем определится победитель. В течение некоторого времени большая часть игры направлена на запястье или предплечье противника путем быстрых поворотов клинка вправо или влево, испытывая скорость и терпение, как и в других схватках. Полное раскрытие тела представляет собой большой риск для человека, сделавшего это, если только преимущество в схватке не принадлежит ему. Ловкий шаг в сторону или парирование, и он зайдет дальше, чем сможет выбраться, и противник воспользуется его милостью. Но при слабом противнике такая предосторожность не требуется, и мексиканец, которому посчастливилось вспугнуть такую дичь (найти слабого противника - ИО), гордится тем, что добивает жертву одним ударом или около того. Невысокий человек, если он хорошо разбирается в тактике и ловко владеет ногами, имеет преимущество над более высоким противником. У более высокого человека больше дистанция, но, поскольку возможность пройти под защиту противника является наиболее важной частью этого стиля боя, невысокий и ловкий боец считается более сильным. Наиболее предпочтительными частями для атаки являются запястье боевой руки противника, живот или спина между лопатками. Голова – это последнее, о чем стоит думать.
Хосе Аргуэльо, прославившийся в свое время как боец на ножах от Буэнос-Айреса до столицы Мексики, убил многих своих людей благодаря своей ловкости, когда он падал на землю под защиту своей жертвы и дотягивался до ее живота. Он был невысокого роста и кривоногий, а его особенным удовольствием, когда он хотел с кем-нибудь схватиться, заключалось в том, чтобы вырвать бой у высокого противника. В своем роде он был чем-то вроде Джема Мейса, поскольку все свое время и внимание отдавал искусству, но, в отличие от Джема, его философия заставляла его верить, что лучший и самый простой способ наказать мужчину - это убить его. Он так и не встретил достойного соперника с ножом, но однажды пуля из "Винчестера" остановила его в семидесяти пяти ярдах (ок. 69 м - ИО) от человека, у которого он собирался взять интервью.
Небольшой комментарий от "Исторического оружиеведения"
И опять, в противовес сегодняшним школам ножевого боя, в рамках которых бойцы (теоретически) изрежут друг друга и истекут кровью прежде, чем победят: ставка на один-единственный точный удар при максимальной собственной защите (или очень разумном риске).
Причина проста: победитель только тогда станет таковым, если останется не просто жив, но и не получит ранения, которое в те времена и при той медицине легко могло стать фатальным.
И, кстати, фехтование на длинных клинках, которое весь 19 век плавно переходило от боевого к спортивному, тоже менялось очень показательно: от атак, в которых атакующий больше заботился о собственной защите, к атакам незащищенным, цель которых "попасть" по противнику быстрее, чем он ответит. Потому что в первом случае речь шла о жизни или смерти, а во втором - об очках.
Цикл статей о ножевом бое будет продолжен.
Не пропустите!
Некоторые другие статьи цикла
О дуэли на ножах в 1910 г можно прочитать здесь.
Как учили ножевому бою в русской армии можно прочитать здесь.
#историческое оружиеведение #ножевой бой #нож боуи #рукопашный бой
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!