Когда человечество в конце XIX века познало силу радиоволн и научилось ей пользоваться, СМИ быстро адаптировали новую технологию. В конечном итоге это привело людей к безмятежному прослушиванию радиостанций по дороге на работу. Но мало кто знает историю, когда радио стало сильнейшей силой на пути к истреблению целого народа. В этом материале ты узнаешь кто за этим стоял, как радио стало средством массового геноцида и почему свобода слова помешало закрытию станции.
История берет свое начало 8 июля 1993 года в Руанде. Именно там при поддержке государства «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» (Radio Télévision Libre des Mille Collines, RTLM, RTLMC, в русскоязычной литературе «свободное» часто опускается) начало свое вещание. Главной целью радиостанции стало создание условий для гармоничного развития в руандийском обществе.
RTLM была создана как независимая радиостанция, которая должна была предоставлять новости и развлечения для жителей Руанды. Однако после того, как в Руанде началась политическая напряженность, радиостанция стала использоваться для распространения пропаганды и призывов к насилию. В 1994 году после того, как президент Ювенал Хабаримана был убит в авиакатастрофе, RTLM начала призывать народ хуту (по данным Центрального разведывательного управления США 85% жителей Руанды принадлежат к хуту) к насилию против тутси. Радиостанция также распространяла списки тутси и призывала к их убийству. В результате этой пропаганды, геноцид начался в апреле 1994 года. В течение 100 дней более 50 тысяч тутси и умеренных хуту были убиты в стране.
Призывы обычно делались с использованием иносказаний, которые, как установил Международный трибунал по Руанде, однако, были однозначно понятны слушателям-руандийцам. Примерами таких призывов были «валите высокие деревья» и «истребляйте тараканов».
Несмотря на предупреждения нескольких людей, включая бельгийского посла и работников гуманитарных организаций, о том, что радио- и телевизионная станция RTLM представляет угрозу для общества, западные дипломаты не принимали эту опасность всерьез. Они считали, что вмешательство в работу частной медиа-компании является нарушением свободы слова.
Особую роль в разжигании геноцида сыграли политические обозреватели радиостанции. Среди них Анани Нкурунзиза. В ее ведении были новости и подробные рассказы слушателям об иностранной прессе. Ее местонахождение до сих пор не установлено. Ее виновность в преступлениях геноцида доказывают конкретные расшифровки сводок новостей.
Анани Нкурунзиза: Я верю, что скоро взойдёт заря! Для тех из вас, кто молод и не знает этого слова, заря — это первый свет солнца в начале нового дня. Займётся тот день, когда не останется больше тараканов на земле Руанды. Слово «иньензи» (тараканы, презрительное название тутси) будет забыто навсегда.
Также огромную роль в разжигании межнациональной розни сыграл Кантано Хабимана, который, по сути, являлся основной звездой радио. Считается, что он обучался журналистскому делу в Ленинграде и даже издавал собственную националистическую газету. Хабимана скрылся от преследования и, по неофициальным данным, умер от СПИДа в конце 1990-х годов в Демократической Республике Конго.
Во время действования Международного трибунала по Руанде ответчиками были сотрудники не только «Свободного радио Тысячи холмов», но и главный редактор газеты «Кангура» Хасан Нгезе, который, в свою очередь, разделял взгляды руководства RTLM. Были среди решений трибунала и пожизненные заключения за журналистскую деятельность, так, подобному наказанию подвергся Бернар Мукинго, открыто призывавший вооружиться и начать борьбу хуту, как приоритетного большинства, против тутси, Валери Бемерики, позднее сбежавшая в Заир, арестованная и осужденная на пожизненное заключение, и прочие.
Участие ведущих звёзд «Свободного радио тысячи холмов» подтверждено их собственными словами, однако одни списывают все на действия правительства, другие же — на собственную неуравновешенность и отсутствие прозорливости. Валери Бемерики признаётся:
Я призывала хуту убивать тутси. Я должна была называть в эфире места, где они скрывались. Организация геноцида была очень тщательной. На всех уровнях мы получали информацию о местах их нахождения. Мы объясняли по радио, что тутси прячутся, чтобы потом напасть на хуту. Мы совершили глупость. Мы не были бдительными. Мы верили в то, что говорили наши власти. Мы им доверяли. Мы признаём, что мы согрешили, поэтому сегодня мы становимся на колени и просим прощения.
Доцент-экономист Гарвардского университета Дэвид Янагизава-Дротт провел исследование, в котором показал, что радиостанция RTLM оказала значительное влияние на возникновение геноцида в Руанде. Он использовал карту рельефа страны и расчеты физических законов распространения радиоволн, чтобы определить уровень сигнала в каждой точке страны. Исходя из данных об осужденных за геноцид в каждом селении, он выявил, что в зонах уверенного приема радио число осужденных было гораздо выше, чем в местах, где сигнала не было. Это доказывает влияние радиопропаганды на разжигание конфликта между тутси и хуту.
Дэвид Янагизава-Дротт же в своём исследовании и вовсе подводит нас к тому, что именно государственные СМИ, подобные RTLM являются извечными причинами внутренних межнациональных конфликтов. Более того, он переводит свои аргументы в сферу цифр и показателей, которые наглядно доказывают его правоту. Так, в Руанде за всё время резни погибла 51 тысяча людей, которые определённо могли бы жить дальше, если бы радиопередатчики вовремя прекратили свою работу.
RTLM была закрыта в конце июля 1994 года, после того как руандийское правительство было свержено. Несколько членов радиостанции были арестованы и обвинены в преступлениях против человечности.
Сегодня RTLM является символом трагедии, которая произошла в Руанде в 1994 году. Она также служит напоминанием о том, как средства массовой информации могут быть использованы для распространения ненависти и призывов к насилию.