Сделали русские изобретение… Они имеют деревянные ободья приблизительно семи футов длины и в одну пядь ширины, снизу же плоские и гладкие. Их они подвязывают себе под ноги и бегают с ними по снегу, ни разу не погружаясь в него, и с такой быстротой, что ей можно удивляться.
Монс Пальм, секретарь шведского посольства в Москве, 1617 год.
История беговых лыж насчитывает несколько тысячелетий, и этот вековой нарратив исследуется наскальными рисунками, обнаруженными в норвежских пещерах и датированными примерно 7000 лет назад. Это было началом увлекательного путешествия, которое началось, когда человек обнаружил, что, закрепив деревянные палки особой формы к ногам, он может эффективно передвигаться по заснеженным полям и лесам, применяя свои лыжи во время охоты.
На протяжении многих веков лыжи были использованы преимущественно в практических целях. Однако приблизительно с середины XVI века лыжи начали внедряться в военное дело скандинавских стран. Немного позже они нашли свое применение и в России.
Первые признаки соревнований на лыжах были зарегистрированы в Норвегии в 1767 году, но развитие лыжного спорта замедлилось до середины XIX века. Значимым моментом в истории беговых лыж стал 1843 год, когда в Норвегии и 1865 год, когда в Финляндии были проведены официальные соревнования по лыжным гонкам. Еще одним важным этапом был 1862 год в Швеции, когда Ларс Туорда из Лапландии одержал победу в гонке на 220 километров, состоящей из двух этапов, и установил рекордное время – 22 часа 22 минуты.
Россия внесла свой вклад в историю лыжных соревнований лишь в 1894 году, когда в Санкт-Петербурге прошел забег на лыжах на четверть версты. С тех пор, беговые лыжи стали неотъемлемой частью зимних видов спорта, и соревнования на лыжах приобрели популярность по всему миру.
Ничто не освежает волю и не освежает ум так, как лыжи
Одним из наиболее значимых событий в развитии беговых лыж в XIX веке считается подвиг известного норвежского путешественника и исследователя Арктики, Фритьофа Нансена. В 1889 году он впервые в мире осуществил соло-переход более чем на пятисот километров через ледяную пустыню Гренландии. Этот подвиг привлек внимание всего мира и стал ключевым событием для развития беговых лыж и их популяризации.
Через три года после этого исключительного перехода была выпущена книга, переведенная на несколько языков, которая рассказывала о приключениях Нансена. Эта книга стала источником вдохновения для людей по всему миру и вызвала у них интерес к лыжным походам. Благодаря этому, начиная с конца XIX века, во многих странах стали активно появляться спортивные общества и клубы любителей лыжного спорта.
Фритьоф Нансен сам выразил свою страсть к лыжам, говоря: "Ничто не укрепляет мышцы и не делает тело таким сильным и эластичным, ничто не дает реакции и быстроты, ничто не освежает волю и не разумеет так, как лыжи." Его слова подчеркивают важность беговых лыж в развитии физической силы, скорости и духовной бодрости, а также влияние его деятельности на популяризацию этого замечательного вида спорта.
История эволюции лыж и связанного с ними инвентаря действительно впечатляюща, охватывая тысячелетия разнообразных изменений. Первые средства для передвижения по снегу, напоминающие современные лыжи, имели больше общего с снегоступами. Однако со временем они стали длиннее и уже спроектированы так, чтобы обеспечивать скольжение по снегу, что привело к созданию лыж в привычной нам форме.
Из археологических данных известно, что в XIII веке в России использовались лыжи длиной около 190 см и шириной около 8 см с загнутыми концами. Однако, в начале XX века, длина лыж достигала 3 метров. Это изменение способствовало повышению скорости и эффективности в передвижении.
Что касается лыжной обуви, первые лыжники просто привязывали ее к лыжам, так как не существовало специальных креплений. Так продолжалось до 1930-х годов, когда появились рантовые ботинки, которые активно использовались лыжниками вплоть до 1970-х годов.
Интересно отметить, что в начале истории лыжных гонок лыжники использовали всего лишь одну палку. Это связано с тем, что лыжи в основном применялись для охоты и в военных целях. Первые палки были деревянными или из бамбука и имели приблизительно рост человека. С течением времени, беговые палки претерпели значительные изменения и сегодня изготавливаются из легких алюминиевых или композитных материалов, что делает их более эффективными и удобными для лыжников.
Действительно, 70-е и 80-е годы XX века ознаменовались важными изменениями в лыжном инвентаре, которые существенно повлияли на развитие лыжного спорта.
В 1971 году норвежская компания Rottefella представила стандарт креплений NN75 (Nordic Norm 75 мм) с тремя штырьками, предназначенный для рантовых ботинок. Этот стандарт получил широкое распространение по всему миру, включая Россию, благодаря своей доступности и простоте производства. Однако, со временем, с появлением новых технологий и стандартов, крепления NN75 уступили свои позиции и используются только там, где еще не внедрен прогрессивный инвентарь.
В 1974 году произошла революция в производстве беговых лыж с появлением первых пластиковых лыж. Это открытие стало важным шагом в эволюции беговых лыж, позволяя лыжникам иметь легкие и прочные инструменты для соревнований и тренировок. Трассы также стали готовиться машинным способом, что сделало их шире и жестче, что в свою очередь привело к развитию конькового хода. Шведский лыжник Гунде Сван считается основателем конькового хода.
В то же время началось активное совершенствование ботинок и креплений. Рантовые ботинки уступили место более узким "носковым" ботинкам, а крепления NN75 были заменены адидасовскими "лягушками" и затем системой SDS. Наконец, в середине 80-х годов появились два современных стандарта креплений - SNS (Salomon Nordic System) и NNN (New Nordic Norm, Rottefella). Эти стандарты обеспечили надежную передачу энергии лыжника на лыжи и упростили сборку и регулировку оборудования. Эти изменения способствовали улучшению производительности и комфорта для лыжников.
В 90-е годы прошлого века лыжный спорт пережил значительные технологические изменения и инновации. Одной из ключевых новшеств была внедрена технология CAP, что позволило отойти от традиционной конструкции лыж "сэндвич". Вместо этого, современные беговые лыжи состоят из сердечника, покрытого "коробкой", поверхность которой может иметь 3D-форму. Это изменение в конструкции лыж сделало их более легкими и улучшило их характеристики.
Геометрия лыж также претерпела изменения, перестав быть полностью параллельной. Производители лыж продолжают искать оптимальные профили и геометрию лыж, их расчеты все более приближаются к технологиям из области аэрокосмической и формульной техники.
В конце 90-х годов произошел еще один важный технологический прорыв с появлением системы креплений и ботинок SNS Pilot. Это двуосное крепление ботинка существенно усовершенствовало технику конькового хода. В 2005 году была объявлена о новой революционной разработке - интегрированной системе лыж и креплений, известной как NIS (Nordic Integrated System, Rottefella). Эта система позволила установку креплений без необходимости сверления лыж.
Современный лыжный спорт представлен разнообразными дисциплинами, включая 39 лыжных видов на Олимпийских играх и множество соревнований на лыжах. Лыжный спорт продолжает развиваться и расширять свой спектр дисциплин, и сегодня он является одним из важнейших видов спорта, наряду с легкой атлетикой, что справедливо называется "королевой спорта".
По материалам: trial-sport.ru
Горные лыжи в Киргизии
Когда-то, давно, в Кыргызстане горнолыжный спорт был чем-то новым. Тогда люди из клуба под названием ДОЛС (Добровольное Общество Любителей Слалома) решили изменить это. В 1973 году они создали первую горнолыжную базу "Оруу-Сай". Это место стало особенным, потому что там можно было и кататься на лыжах и переночевать.
"Оруу-Сай" была первой базой, где была установлена канатная дорога, и это сделало горные склоны доступными для всех. Люди начали собираться здесь, чтобы горнолыжники и сноубордисты могли попрактиковаться и научиться новым трюкам.
Со временем "Оруу-Сай" стала местом для соревнований и тренировок, и горнолыжный спорт стал популярным в Кыргызстане. Местные спортсмены начали выигрывать награды, и "Оруу-Сай" стала символом зимних развлечений и спортивных достижений в стране.
В 1969 году в Кыргызстане собрались группа альпинистов и горнолыжников, которые решили объединить свои усилия и создать общество под названием "ДОЛС". В то время любителей горных лыж в республике было совсем мало. Они хотели сделать что-то, чтобы развивать этот вид спорта.
На одном из собраний председатель клуба, Вольдемар Трелевский, предложил идею построить специальную базу в горах, где любители горных лыж могли бы тренироваться. Это место было малоизвестным, но так как Трелевский был уважаемым специалистом в этой области, никто не возразил.
Вольдемар Трелевский был страстным сторонником развития горнолыжного спорта в Кыргызстане. Он даже инициировал строительство первых канатных дорог, которые впоследствии стали основой для создания горнолыжных баз, таких как "Норус" и "Оруу-Сай", а также других подобных объектов. Важно отметить, что его сын, Дмитрий Трелевский, стал первым кыргызстанцем, который участвовал в зимних Олимпийских играх.
Таким образом, общество "ДОЛС" и Вольдемар Трелевский внесли значительный вклад в развитие горнолыжного спорта в Кыргызстане, и их наследие продолжает жить в горнолыжных базах и достижениях местных спортсменов.
Первоначально горнолыжники хотели построить небольшую хижину в горах, чтобы было где ночевать. Члены ДОЛС складывали в рюкзаки по 40-50 килограммов стройматериалов и в конце рабочей недели на рейсовом автобусе доезжали до лесхоза, а потом шли пешком до Оруу-Сая около 4-5 км.
Место с точки зрения коммуникаций было спорное, но с точки зрения потенциальных трасс и окружающего пейзажа оно и сейчас одно из самых лучших.
Первоначально горнолыжники имели в виду создание небольшой хижины в горах, где они могли бы проводить ночи во время своих тренировок и поездок. Члены общества "ДОЛС" собирали в рюкзаки по 40-50 килограммов стройматериалов, и в конце рабочей недели они отправлялись на рейсовом автобусе до лесхоза, а затем шли пешком около 4-5 километров до места, которое стали называть Оруу-Сая.
С точки зрения доступности и коммуникаций, выбор этого места был спорным. Однако с точки зрения потенциала для создания лыжных трасс и прекрасной природы вокруг, это место оказалось одним из лучших вариантов, и это оценка действительно актуальна и по сей день.
Первой зимой сезона 1970-1971 года горнолыжники сделали неплохие условия для себя. Они построили крышу над головой, укрыв пол опалубкой, установили длинный стол и лавки. В комнате для отдыха спортсмены спали вполголоса на полу, сдвигая мебель в коридор. Они даже устроили отопление, но для его работы им приходилось носить 160 литров воды из ручья и заправлять систему. Это были скромные, но уютные условия, которые позволяли горнолыжникам проводить время в горах и тренироваться в холодные зимние дни.-рассказывают Юрий и Владислав.
Первая канатная дорога
На следующую зиму после того, как горнолыжники создали базу "Оруу-Сай", им удалось установить первую канатную дорогу в Кыргызстане. Для привода этой канатки использовали мотор от мотоколяски, небольшой машины для людей с ограниченными физическими возможностями. Развитие горнолыжного спорта в республике было на том этапе не очень продвинутым, и создание канатной дороги было большим вызовом. Первую канатную дорогу спроектировали и смастерили Дармин и Борисов. Однако, даже с ограниченными ресурсами и знаниями, их творчество было весьма успешным для своего времени. Канатка имела протяженность в 180 метров и могла поднимать двух человек за один раз. В течение дня можно было совершить до 15 спусков (если народу было мало), что существенно упрощало подъем и спуск, особенно по сравнению с пешими тропами.
Экипировка горнолыжников тех времен сильно отличалась от современной. Крепления для лыж были довольно простыми: две скобы, привинченные к лыжам, и длинные кожаные ремни, которыми ноги в ботинках крепились к этим скобам. Лыжники даже шутили, что при падении чаще отрывались ноги, чем ломались эти крепления.
Интересно, что поскольку все члены общества "ДОЛС" были новичками в горнолыжном спорте, они выбрали чайник как свой логотип. Этот символ символизировал неопытность и неуклюжее движение, а также подчеркивал начальный этап развития горнолыжного сообщества в Кыргызстане.
В 1973 году начались работы по дополнительной комплектации хижины "Оруу-Сай". К этому времени уже начали строить комнаты и добавлять второй этаж. Важным этапом стало также строительство дороги, которая значительно улучшила доступ к базе. В конце 60-х годов в этих местах проходили военные учения, и дорога служила колее для тяжелой техники. В 1973 году они проложили дорогу к "Оруу-Саю", что стало важным шагом в развитии базы. Благодаря этой дороге база начала обустраиваться быстрее. Туда доставили дизельный генератор, ходовой мост от комбайна для канатной дороги и большое количество строительного материала, что позволило улучшить условия для тренировок и проживания горнолыжников.
Интересно, что часть строительного материала для "Оруу-Сая" доставлялась не всегда с соблюдением законных процедур. Некоторые материалы, которые по бумагам должны были быть списаны и уничтожены, на самом деле использовались на базе. Это был незаконный способ получения ресурсов, и называть его криминальным можно, но, по-видимому, это делалось ради общего блага, для развития горнолыжного спорта в регионе. Важно отметить, что нарушения закона совершались с согласия ответственных лиц, которые видели в этом шаге возможность содействовать развитию "Оруу-Сая".
Деловые связи
База "Оруу-Сай" стала очень популярной и привлекла внимание "Тяжэлектромаша" (Фрунзенский завод тяжелого электромашиностроения), который предложил взять ее под свой баланс. Это предложение обещало дополнительное финансирование, так как до этого базу фактически строили на средства членов общества "ДОЛС". Однако, это также означало, что база потеряет свою независимость и будет зависеть от другой организации.
В конечном итоге решение было принято в пользу сотрудничества с "Тяжэлектромашем", и база "Оруу-Сай" была взята на баланс завода. Это пожертвование независимостью сделалось необходимым для обеспечения стабильного финансирования и развития базы, и оно, вероятно, было сделано в интересах продвижения горнолыжного спорта и сохранения этого уникального места.
Зимой 1973-1974 года "Оруу-Сай" получил новую канатную дорогу, которая работала на верхний участок. В хижине были установлены приличные столы и лавки, а две комнаты на первом этаже быстро заселились и превратились в будущую гостиницу.
Постепенно интерес к горным лыжам стал расти. Люди начали понимать, какое сокровище они имеют в "Оруу-Сае", и стали чаще отправляться в горы для занятий горнолыжным спортом. Развитие инфраструктуры и улучшение условий проживания сделали эту базу еще более привлекательной для любителей горнолыжных приключений.
Именитые гости
База "Оруу-Сай" стала настолько развитой, что в советское время сюда приезжала сборная горнолыжников Советского Союза. База имела филиал на Ала-Арчинском леднике, что позволяло горнолыжникам тренироваться круглый год. Это было огромным достижением для Кыргызстана и подтверждением ее статуса как важного центра для горнолыжного спорта.
Даже в настоящее время не все горнолыжные базы могут похвастаться таким оборудованием и возможностью принимать сборные команды для тренировок. Это свидетельствует о значительных успехах и важной роли, которую база "Оруу-Сай" играла в развитии горнолыжного спорта в Кыргызстане и на постсоветском пространстве.
Оруу-Сай" привлекал многих известных личностей, включая космонавтов Советского Союза. Среди посетителей базы были истинные звезды, такие как Светлана Савицкая, которая была второй женщиной-космонавтом в мире.
Также базу посещал Юрий Сенкевич, который был известен как ведущий программы "Клуб кинопутешествий". Мало кто знает, что Сенкевич был серьезным ученым, исследователем в области космической физиологии и психологии, который изучал поведение человека в экстремальных условиях. Именно как ученый, работавший в интересах космической программы, он посещал базу "Оруу-Сай", что подчеркивает ее роль в подготовке и исследовании космонавтов и космических миссий.
"Оруу-Саю" полвека
Сохранение и передача истории базы "Оруу-Сай" являются важными задачами, особенно учитывая, что многие из тех, кто участвовал в ее создании, уже ушли из жизни. Памятная табличка на мемориале "Северный приют" с фотографией Вольдемара Трелевского, установленная к 50-летию базы, это замечательный способ сохранить память о тех, кто внес огромный вклад в развитие горнолыжного спорта в Кыргызстане. Это также помогает сохранить связь с прошлым и продолжить передавать эту историю будущим поколениям. Благодаря таким инициативам и уважению к прошлому, наследие базы "Оруу-Сай" продолжает жить и вдохновлять сегодняшних и будущих горнолыжников.
Это замечательно слышать, что база "Оруу-Сай" продолжает свою деятельность и после стольких изменений и вызовов в течение долгих лет. Это свидетельствует о ее значимости и устойчивости. База остается привлекательным местом для любителей горнолыжного спорта и тех, кто ценит красоту горной природы.
Надеюсь, что базе "Оруу-Сай" удастся сохранить свой статус и к 100-летнему юбилею принимать туристов, продолжая служить местом для активного отдыха и спортивных мероприятий. Это историческое место имеет большое значение не только для горнолыжников, но и для всей общины, которая может наслаждаться его уникальными возможностями и сохранять наследие его основателей и строителей.
фото материал ( https://kaktus.media/393433)