Найти тему

Беларусь, Гольшаны: Чёрный замок Гольшанский

По следам путешествия 2017 г. Часть 12

Путешествие по Беларуси образца 2017 года продолжается. Сегодня - опять печальные руины некогда величественного замка. Руины непростые - не только исторические, но и литературно-мистические. Самое таинственное место Беларуси!

Главные ворота Гольшанского замка. Все фотографии в статье мои и сделаны в 2017 году
Главные ворота Гольшанского замка. Все фотографии в статье мои и сделаны в 2017 году

Фигура первая. Литературно-историческая

"Дамы, монахи и паршивый белорусский романтизм"...

Только не корите меня за слово "паршивый". Не мной сказано. Цитата из Владимира Короткевича - да ещё в авторизованном переводе с белорусского. Сказано несколько иронически - Короткевич может себе позволить. Национальный пiсьменнiк в лучшем смысле слова. Прозаик и поэт.

"Где мой край? Там, где вечную песню поёт Беловежа,

Там, где Нёман на западе помнит кровь врага,

Где на высотах Новогрудских дремлют суровые вежи

И вишнёвые хаты глядятся в воды Днепра.

Ты лежишь там, где синяя Припять ласково вьётся,

Где София плывёт над Двиной кораблём...

Там, где сердце моё с первым шагом, как молот, забьётся,

Если б даже слепым и глухим к тебе я пришёл"....

"Вежа" - бел. "башня". Перевод мой

А цитата про романтизм взята из романа "Чёрный замок Ольшанский". По книге был снят фильм - может, кто и видел. В книге - таинственная история; так и тянет сказать "триллер", только во времена Короткевича слова такого ещё не знали. Детектив, замешанный на исторических реалиях с их мрачными тайнами да страшных событиях недавней войны.

Если бы ни этот роман, ни в какие Гольшаны я бы не поехала. Понятно, что Ольшаны в романе - это современные Гольшаны, агрогородок в Ошмянском районе Гродненской области, упоминаемый в «Хрониках Быховца» в 1280 году.

Местечко, не испорченное новостроями, где планировка города – две перпендикулярно пересекающиеся улицы – не менялась многие столетия.

Застройка 19 - 20 вв.
Застройка 19 - 20 вв.

И там - замок.

Откроем же роман:

"Чёрный замок Ольшанский. Месяц ныряет в тучах.

Башни во мраке туманные видят сны о былом дремучем.

Слушают ветер промозглый, волчий вой на далёких равнинах,

Слушают, как на зубцах трепещут от страха осины"... (здесь и далее перевод В. Щедриной)

Руины.... Горы битого кирпича.... Первые хозяева этих мест - могущественные Гольшанские, соратники Витовта - внука Гедимина, основателя Великого княжества Литовского, участники Грюнвальдской битвы (1410) и гражданской войны в этом самом княжестве Литовском, в чьих землях в 1440 году выбирался новый великий князь Казимир Ягеллон. Княжна София Гольшанская - с 1424 года четвёртая и последняя супруга короля польского Владислава II Ягайло, родоначальница целой королевской династии.

В 1556 году умер Семён Юрьевич Гольшанский, последний мужчина в роду. Гольшаны достались одной из его сестёр - Елене, которая вышла замуж за подканцлера Великого Княжества Литовского Павла Сапегу. Так у Гольшан появились новые хозяева. Вот они-то и выстроили замок, прямоугольный в плане, с башнями - числом шесть - по углам. Рубеж веков, новые веяния замковой архитектуры - могучие оборонительные стены уступили место жилым фасадам. Надвратной башни нет, а шестиугольные башни сделались и меньше, и изящнее - в отличие от башен Мирского замка, башни в Гольшанах были жилыми.

-3

"Глазам открылось нечто такое, во что трудно было поверить, чего не бывает и не должно быть посреди этой разнеженной весенней природы.... На той стороне возвышались стена и башня....Замок. И какой зловещий, чудовищный замок!" (В. Короткевич)

Чего там только не было, когда-то....Подвалы, целые катакомбы...богатые интерьеры...водопровод-канализация-система отопления...пол из терракотовых и глазурованных плиток, лепнина....даже три искусственных озера, дно которых тоже выложили плиткой! Хозяева собрали уникальную библиотеку, коллекцию картин, оружия....Парадный зал с колоннами....

Даже не знаю, что тут написать...Трогательно смотрятся голубенькие цветочки
Даже не знаю, что тут написать...Трогательно смотрятся голубенькие цветочки

"..взял камушек и бросил в чёрную пропасть. Через неисчислимые столетия оттуда донеслось будто бы звонкое "глок". Тут мы оба, если можно судить при свече, побелели" ( В. Короткевич).

Эта башня - Северная - сейчас восстановлена, оштукатурена и стала белой. В ней размещается музей
Эта башня - Северная - сейчас восстановлена, оштукатурена и стала белой. В ней размещается музей

"Теперь я был почти уверен, что именно в этой башне горел ночной огонёк, видимый только с одного пункта дороги. И в соседней - вход в подземелье"...

В романе упоминается ещё и костёл. Нынешний гольшанский костёл выглядит так:

Костёл св. Иоанна Крестителя (1618 г.)- ещё одно действующее лицо романа
Костёл св. Иоанна Крестителя (1618 г.)- ещё одно действующее лицо романа

"Костёл был могучий...величавое, царственно-пышное и одновременно простое белорусское барокко, каким оно было в начале ХVII столетия"...

Вплотную к костелу - на фото за костёлом - находится здание бывшего жилого корпуса монастыря францисканцев. Монастырь францисканцев с костелом, как и Гольшанский замок, начинал строить Павел Стефан Сапега в 1618 году, который после своей смерти в 1635 году был в костеле погребён.

" ..стоят саркофаги, и в каждом чья-то бывшая жизнь. Стоящая или не стоящая этого саркофага - другое дело" (И. Короткевич)

Живописно...
Живописно...

Фигура вторая. Мистическая

У, как мертво и тихо! Тьма, как в тысяче хлябей болотных.

Тихо! Ты слышишь вдали в аркадах шаги бесплотные?

Полночью каждой такою в замке, что стынет от страха,

По галерее проходят дама с чёрным монахом".

Привидения Гольшанского замка - о, это тема благодатная и почти бесконечная.

Начинается череда привидений с самого момента строительства замка. Есть такая белорусская забава - "замуруй девушку". Как водится, строительство замка не заладилось, что приписали проискам нечистого. Все знают: универсальное лекарство от подобной напасти - это замуровать живьем в возводимые стены юную девушку, желательно покрасивее, которая первой явится под эти самые стены. Тут кстати одному из строителей принесла обед молодая жена.

Вот и ходит по развалинам - то ли белая фигура, то ли злобная фурия. Женщинам эта встреча особенно ничем не грозит - ну, разве в обморок падают и теряют ориентацию в пространстве. А вот мужчинам... И особенно журналистам!

В 2000 году треснула стена - то ли замка, то ли костёла - и внутри стены нашли кости, принадлежащие женскому скелету. Или мужскому? Или не нашли? Показания участников события путаются. Кости сложили в коробку....коробка с костями потерялась... не донесли её рабочие куда надо, зашедши по дороге в пивную.... Или они эти кости зарыли без отпевания, а потом - здоровые деревенские мужики - скончались, один за другим. Короче, все умерли.

Особенно чревата потусторонними явлениями некая комната в жилом корпусе монастыря. Там и фотоплёнка засвечивается с особо важными кадрами, и одежды шуршат, и голоса стонут.

Рассказывают также о найденном кладе золотых монет - совсем недавно, во время реставрационных работ. Где-то вот тут:

-8

Клада, кажется, так никто и не увидел. Прораб, однако, с места работ испарился. В неизвестном направлении.

Уж не те ли были золотые, что везли с собой беглецы Валюжинич и Ганна-Гордислава, а Витовт Ольшанский, их погубитель, припрятал?

Летающие тарелки здесь тоже летают. Посему Гольшаны - место, излюбленное уфологами и любителями паранормальных явлений.

"...Во мраке, в заброшенной, давно мёртвой башне ровно и зловеще горел огонь. И нельзя было не думать, откуда он и почему горит" (В. Короткевич)

В качестве "белой дамы" хороша также княжна Ганна-Гордислава Гольшанская. Любовь к незнатному шляхтичу, разгневанный отец, опять-таки замуровавший в стене - теперь уже юношу (такое вот гендерное равноправие), приходящего к возлюбленной, для конспирации нацепив на себя рясу монаха. Вот и бродит "Белая дама" под ручку с "Чёрным монахом".....

В романе В. Короткевича Ганна-Гордислава была супругой Витовта Ольшанского, хозяина замка и строителя костёла.

"Сон был тяжёлый. Та самая галерея, на которой я тогда видел тени. Молодой светловолосый мужчина - высокий, мощные мускулы, детские глаза, такие синие, какие редко бывают на этой земле. Молодая женщина....

-Я не могу,- шелестела она. - Он выдал нас, выдал друзей, выдал тебя.

-Не только выдал, - бросил он. Присвоил всё имущество восстания. Как ты могла когда-то пойти с ним?

-Я тогда не знала тебя. И не знала, что он может....

-Он может ещё и получить от короля треть за выдачу друзей...- И я увидел, что к ним приближается сильный худой и высокий светловолосый человек. Тут я догадался, что это Гремислав Валюжинич, инициатор "удара в спину", жена Витовта Федоровича Ольшанского Ганна-Гордислава и зодчий костёла, башни которого, одетые лесами, уже возвышались над стенами" (В. Короткевич)

Уж не те ли золотые отыскал ударившийся в бега прораб? Золотые, что везли с собой беглецы Валюжинич и Ганна-Гордислава, а Витовт Ольшанский, их погубитель, припрятал в замке?

У стен костёла
У стен костёла

Припрятал в одном из подземелий, и тут же замуровал беглецов - живьём, как водится. Приставив "стражами" к краденому золоту. К тому времени женщина носила под сердцем ребёнка..

"Два стража неотпетые и один некрещёный"...(В.Короткевич)

Но это ещё не всё.

Фигура третья. Комическая

..."Я не знал, что всё это - розовая детская сказка по сравнению с тем, что меня ожидало" (В. Короткевич)

Тишина вдруг взорвалась развесёлой музыкой, рвущейся из динамиков - такой громкой, что вздрогнули древние камни под нашими ногами. Из аистиного гнезда на придорожном столбе едва не вывалился подросший птенец. Кажется, даже тучи, толпящиеся на сером небе, от испуга стали мало-помалу расточаться. Из появившейся невесть откуда потрепанной "Газели" вылезли ряженые. Щуплый монашек - а ведь предполагалось, что Валюжинич, который проникал к возлюбленной, нацепив для конспирации монашескую рясу, был мужчиной богатырского сложения. Рядом с ним Ганна-Гордислава, неверная жена Витовта, сухопарая, на голову выше монаха, в белом платье из дешёвого гипюра и напряжённым выражением далеко не юного, под густым слоем косметики лица - "дай денежку"!

Настоящая хозяйка Гольшанского замка от такой красоты бы упала в обморок. Или велела бы выпороть нахалку! Что мы знаем о нравах средневековых дам....

Парочка двинулась нам наперерез - да прошла мимо, с ходу опознав в нас дураков российских туристов. Что с нас взять? Поди, и Короткевича не читали.

Тем временем на болотистую придорожную полянку метрах в пятидесяти от нас опустился большой и важный аист. Всю поездку я мечтала сделать хорошее фото аиста! Видели их во множестве - да хоть в деревне Валевка, что по пути в Гольшаны. Но они то паслись на дальних полях, то сидели по гнёздам. А тут - вот он! Я и бросилась за ним. Подбегу ближе - умная птица вспорхнёт и перелетит чуть подальше.

Из "Газели" за нами презрительно наблюдали монах и Ганна-Гордислава, с синими веками и в дешёвом гипюре.

Белый аист Гольшанский
Белый аист Гольшанский

В конце концов я его допекла, этого аиста. Плюнул и улетел. И не обещал вернуться.

Белый аист летит!
Белый аист летит!

Да и нам пора....

А книгу В. Короткевича "Чёрный замок Ольшанский" я всячески рекомендую к прочтению. Беларусь откроется вам с новой стороны.