Шутка из сегодняшнего мира образования:
"Я и подумать не мог, что в 35 лет не лягу спать, пока не выучу уроки".
Раньше это называлось "Учится папа за Васю весь год" и тоже высмеивалось.
А ведь это действительно актуальное явление из нашего мира образования и прочего просвещения.
Почему дети подсели на родительскую помощь? Почему родители вынуждены делать уроки с детьми? Почему рынок репетиторских услуг переживает своё золотое время?
Если слишком много спросить "почему", то ответа всё равно не дождешься, так как здесь нужно посмотреть с разных сторон (и желательно немного сбоку).
У меня есть своя точка зрения, так как я был и там, и здесь в разных ролях.
С точки зрения учителя
"Объять необъятное" - вот принцип сегодняшней работы.
Все заметили, что только ленивый не внес никаких инициатив в образовательный процесс?
Образование - не резиновое.
Также как и дети.
Учитель нагружает детей всем, чем ему велено нагружать. Это не он придумывает. Сюда, к примеру, относятся "псевдо проекты", "викторины", "обязательные мероприятия в Интернете", "акции", "внеучебная работа" и т.д.
Как результат - ребенку нужно совершать гораздо больше телодвижений, чем ему по силам. И вот здесь на помощь приходят родители (или репетиторы).
При разработке "базы" для школы всё меньше учитывается тот факт, что всё дети разные.
Если один легко усвоит всё, что дают в школе, то двое могут усвоить только половину, а еще двое не усвоят и треть.
Но кого-то это волнует?
Если раньше был лозунг "пятилетку в четыре года", то сегодня он сменился на "объять необъятное, чтобы была видимость работы".
"Но ведь учитель может заниматься с неуспевающим ребенком после урока!" - скажет гражданин в сером пиджаке.
И он будет совершенно прав.
На это можно ответить только такой фразой:
- А зачем есть черный хлеб, если можно есть пирожное?
Из вышесказанного и вытекает ответ:
"А вот раньше ... учителя занимались после уроков".
Давайте на примере английского языка, который я сам вел.
Сегодня он изучается со 2 класса.
Но что же у нас получается? Из десяти юных школьников два вполне способны изучать английский язык со 2 класса. У них хорошая память, у них есть способности. Еще три человека могут также изучать, если им время от времени помогать с заучиванием слов. А есть еще пять человек, которые не обладают должными способностями. Им нужна реальная дополнительная помощь на уровне "заучивания слов", коих в начальной школе уже много вводится в обращение.
И если на других предметов ребенок учит, читая русский текст, то для заучивания английских слов нужен образец говорения.
Тут слова с детьми учит либо учитель, либо родитель, который сам владеет произношением.
И учитель мог бы заниматься с отстающими детьми после уроков, если бы ...
Если бы не красивые цифры, которые свидетельствуют о том, что в школах нет недостатка учителей.
А на деле ... Рабочий день у учителя забит под завязку. Вот когда заниматься с отстающими детьми начальной школы, если у учителя 6 уроков, а в начальной школе их 4? Да и совершенно бессмысленное занятие что-то учить после 6 урока.
Я как-то уже предлагал ввести предмет, типа "Послеурочная деятельность". К примеру, у каждого учителя-предметника был бы такой урок, вставленный в расписание. Естественно, урок официальный и оплачиваемый. И вот на этом уроке учитель делал бы то, что сам считал нужным, а именно - работал с отстающими учениками по тем темам, по которым сам бы считал нужным.
Таким бы образом мы подняли бы КПД. И родители бы уже не задавали вопрос: "А почему вы не работаете с ребенком после уроков?".
С точки зрения родителя
А я ведь и родитель детей.
Что я вижу? То же самое и вижу. Если ребенку выполнять всю домашнюю работу полностью и качественно, то нужно около 2-3 часов. А если есть проект - то это уже стезя родителей, так как слово "проект" в условиях современного образования превратилось в пустой звук.
Нельзя сделать проект за вечер. Проект означает большую работу (в том числе и предварительную).
Где-то ребенку объяснил, где-то проконтролировал, где-то проверил.
Он может, конечно, и сам всё сделать. Но ведь хочется, чтобы в школу он пришел полностью готовым к урокам. Это нравится и учителям.
И что же делать?
- Ждать.
- А долго?
Но здесь ответ из мультфильма не подходит.
Наверное, от будущих родителей детей требуется самим хорошо учиться в школе, чтобы потом помогать детям.
А еще при планировании детей нужно обязательно учитывать не только финансовые возможности, но и возможности времени, которое можно потратить на ребенка.
Еще есть вариант нанять нянек или репетиторов. Но это только для тех, у кого есть деньги или положение в обществе.