Жители и гости республики не могут добраться до крупнейшего на севере Карелии водопада Куми-порог.
Мост через реку Куржму, по которому можно было проехать, никак не могут отремонтировать, да и оплатить на месте билет на посещение природной территории невозможно...
«Посмотреть на кассира»
Весной в Карелии список особо охраняемых природных территорий республиканского значения пополнился ещё девятью местами. Среди них и памятник природы Куми-порог в Калевальском районе. Отныне за посещение водопада взимается плата — 100 рублей с человека.
«Решение о включении новых природных территорий обусловлено наибольшей привлекательностью среди туристов, — пояснили в Минприроды РК. — Поступившие в республиканский бюджет средства от посещения туристических мест позволят сохранить их уникальность и построить современную инфраструктуру: экотропы, стоянки, определить места для сбора мусора».
Однако на деле оказалось, что оплатить вход на особо охраняемую природную территорию попросту невозможно. Жители Карелии подняли на смех идею посадить у водопада кассира.
«Реально на Куми будет сидеть кассир? Не жалко 100 рублей, ей-богу, даже 300 руб-лей могу заплатить за то, чтобы посмотреть на этого кассира», — иронизирует жительница Карелии Ольга.
Как пояснили в Дирекции ООПТ, до посещения природной территории необходимо произвести оплату в любом отделении банка по реквизитам или с использованием мобильного приложения банка, отсканировав QR-код. Правда, есть нюанс: оплатить билет на месте не получится, так как там не ловит мобильная связь. За нарушение режима особой охраны предусмотрена административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 3 до 4 тыс. рублей.
Навести мосты
Интересно, что на основной дороге, которая ведёт к Куми-порогу и была более-менее приспособлена для проезда, смыло мост. Однако восстанавливать его не спешат.
«Восстанавливать его никто не желает, потому что он не подпадает ни под чью юрисдикцию — ни лесников, ни лесозаготовителей. Это не дорога общего пользования республиканского или местного значения. Собственно, и в Дирекции ООПТ, которая берёт с людей по 100 рублей за билет, тоже развели руками. Они собираются выехать сюда и посмотреть, что-то там определить, то есть на это денежные средства находятся, а вот чтобы что-то реальное сделать — нет, — рассказал karel.aif.ru директор турфирмы в Калевале Максим Ковалёв. — Посадить там кассира, в принципе, можно, но как он будет работать? Сейчас везде онлайн-кассы, а там никакой связи нет. Там нет даже электричества! К самому водопаду можно подъехать четырьмя путями, поэтому посадить кассира где-то на повороте, чтобы он собирал деньги, тоже не получится. Тогда он должен находиться непосредственно на водопаде. То есть должен быть инвестор, который туда зайдёт, построит какие-то площадки, нормальный сход, тогда пускай даже не по 100 рублей будет стоить билет, а дороже, но это безопасность наших туристов. Говорят, оператор связи должен появиться в Войнице, вроде сейчас там станцию собираются строить, вот тогда этот аншлаг с QR-кодом и сработал бы».
Как прокомментировали в Минприроды Карелии, в конце сентября инспекторский состав Дирекции особо охраняемых природных территорий выезжал к водопаду Куми-порог. Специалисты осмотрели разрушенный мост, обновили аншлаги.
«Мост не входит в объекты инфраструктуры, расположенные на территории ООПТ. Соответственно, у дирекции нет полномочий по его обустройству, так же как и финансовых средств. Однако ведомство понимает необходимость приведения моста в надлежащее состояние, — уточнили в Минприроды РК. — Мост находится на арендованных землях лесного фонда. На основании фотоматериалов производится расчёт необходимых для ремонта средств, после этого при участии Минприроды РК, арендатора лесного участка, туроператора и администрации пройдёт обсуждение ремонта моста. Совещание запланировано на октябрь».
К слову, для жителей Карелии посещение водопада Куми-порог остаётся бесплатным. Кроме того, льгота распространяется на инвалидов, ветеранов, детей дошкольного и школьного возраста, многодетные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, и на детей, оставшихся без попечения родителей.