«Бережливые стартапы» (Lean-стартапы) — это проекты, которые умеют развиваться в условиях, когда вокруг много неизвестности и неопределенности. О том, какие стартапы можно назвать последователями концепции Lean и как ее принципы помогают создавать бизнесы без больших инвестиций — в интервью с Евгением Федоровым, мультифаундером, основателем «Кивитакси», сервиса easystaff.io и других международных проектов.
Понятие и методология Lean-стартапа — бережливого стартапа — это изобретение Эрика Риса, основателя интернет-компании IMVU и автора книги «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup». Изобретение это появилось на основе личного опыта: Рис и его коллеги по бизнесу много раз сталкивались с неудачами, создавая новые продукты. Однажды они поняли — нужно не выводить на рынок идеальный с их точки зрения продукт, а предлагать на тестирование рынку «сырые» продукты. Быстрая проверка бизнес-гипотез вместо увлечения расчетами, планированием и всесторонним исследованием рынка — вот одна из важных черт, отличающих Lean-стартапы от традиционного бизнеса. Евангелисты Lean-концепции говорят твердое «нет» попыткам создать идеальный продукт на основе «большой идеи» — пусть и медленно, но верно.
О методологии и архитектуре Lean-стартапов — в интервью с Евгением Федоровым, который использует ее основы при создании собственных проектов.
— Евгений, в чем основная идея концепции Lean-стартапов? Это вообще про бережливость, внимательность и осторожность, как может показаться?
— Для меня Lean-стартап — это в первую очередь умение предпринимателя держать фокус на создании корневой ценности нового проекта. А также — на максимально быстром обосновании того, что эту ценность в принципе можно донести до потребителей.
Вторая важная вещь — этот фокус должен быть реализован в потенциально масштабируемый бизнес за минимально короткое время и ограниченный бюджет. Ограничения в бюджете вынуждает фокусироваться на главном и находить эффективные решения, которые дадут конкурентные преимущества и лягут в основу будущего бизнеса.
— Можно ли сказать, что сегодня концепция Lean-стартапа особенно актуальна для российского рынка?
— В ее основе лежат принципы, которые актуальны всегда и везде. Хотя фреймворки (алгоритмы действий на основе определенных концептов) и инструментарий создания «бережливого» стартапа могут меняться вслед за изменением технологий, появлением новых кейсов, рынков, продуктов и профессий. Но принципы остаются неизменными.
— Подход к созданию стартапов в концепте Lean-технологии может вызывать вопросы… Например, при этом подходе не всегда очевидна масштабность бизнес-мышления — может показаться, что Lean-стартаперы пытаются добиться цели с помощью минимально возможных средств. Прекрасно, но и цель тогда будет не слишком значительной…
— Lean-стартап заканчивается там, где начинается масштабирование, и одновременно с этим меняются цели и задачи бизнеса. На этапе Lean-стартапа главная цель — обосновать наличие рынка и создание новой ценности. Вообще — обоснование того, что бизнес имеет право жить, а также выработка опыта. Наработка базового инвентаря, необходимого для того, чтобы бизнес принципиально мог масштабироваться.
Когда стартап преодолевает стадию Seed, то есть уже создан конкурентоспособный продукт и найдены каналы его продвижения, он перестает в строгом смысле являться Lean-проектом. На этом этапе в проект приходят операционные менеджеры и начинают процессы масштабирования. Далеко не каждый предприниматель может быть успешным в том, чтобы масштабировать бизнес. Это все-таки другая работа.
— Один из постулатов в книге Эрика Риса — необходимость для стартапов быстрого выпуска MVP — минимально жизнеспособного продукта. По его мнению, только с помощью MVP можно быстро получать обратную связь от клиентов. Причем таких продуктов может быть несколько. Главное, чтобы они делались быстро и не требовали больших затрат, как и проверка бизнес-гипотез. Во всех ли сферах бизнеса возможен и уместен такой подход?
— Почти везде. Хотя если открывается очередной ресторан по франшизе, то у предпринимателя уже есть готовая технология и нужно только заниматься операционным развитием. Здесь требуются только навыки операционного управления.
Но если проект ставит целью выпуск нового продукта, то он может сделать это очень рационально и эффективно, если придерживается принципов Lean-стартапа. На самом деле он может следовать им независимо от того, чем занимается: ядерной энергетикой или ИТ-творчеством.
— В чем основные отличия этих принципов по сравнению с традиционным бизнесом?
— Это прежде всего другие фреймворки, используемые в работе. Например: когда вы фокусируетесь на корневой задаче, вы выносите на аутсорсинг большинство сервисных процессов. Иначе вы будете тратить время на то, чтобы создавать процессы уже созданные достаточно хорошо кем то до вас.
Если вы тратите большое количество времени на то, чтобы выстроить хозяйственную систему предпринимательской деятельности, это значит, что вы как предприниматель не занимаетесь созданием корневой ценности.
Идеальный подход для Lean-предпринимателя — добиться того, чтобы не было потребности вообще заниматься обеспечением хозяйственной деятельности. То есть если вы хотите проверить идею, то можете спокойно сделать это и без компании — не открывая юрлицо.
Если можно избежать любого вида непрофильной деятельности — избегай, не делай, как все.
Другой возможный прагматичный подход в русле Lean-концепции — создавать новый проект «под зонтиком» имеющейся бизнес-структуры. Например, новые бизнес-юниты на основе внутренних сервисов в корпорациях и крупных компаниях. Так поступила наша команда, когда мы на основе организационной структуры «Кивитакси» создавали проект easystaff. Хотя могли бы и зарегистрировать сразу же новое юрлицо, чтобы проверить свою бизнес-идею. Если предприниматель успел снять офис, нанять людей и потратить немалую часть инвестиций, не проверив бизнес-гипотезу даже в первом приближении, — очевидно, что он строит не Lean-стартап, а что-то другое.
— Легко ли создателям Lean-стартапов справляться с задачей привлечения инвестиций? Ведь инвесторы любят тех, кто мыслит масштабно и строит сразу же «мировой проект», не скрывая амбиций.
— Менеджеры в венчурных фондах в большинстве своем стремятся найти предпринимателей, которые мыслят прагматично и готовы за деньги фонда проверить много гипотез. Тех, кто в условиях полной неизвестности и в рамках вверенного капитала сумеет быстро проверить как можно больше гипотез о том, как устроен мир.
Потому что начальная идея ничего не стоит. Особенно если у проекта нет выраженного «убойного» конкурентного преимущества. Тогда залог выживаемости на рынке — количество пивотов, которые ты сделаешь до тех пор, пока не построишь конкурентный продукт и не найдешь сходящуюся экономику и обоснования для существования бизнеса.
Важны две вещи — система получения обратной связи от потребителя, для которого создается продукт, и умение работать с фреймворком описания гипотез. Нужно выстроить систему: описание гипотезы, набор метрик, которые нужны, чтобы ее проверить, план действий, как будете проверять, и ответ на вопрос «как поймете, что гипотеза работает?».
Каждая гипотеза должна сопровождаться системой обратной связи. Сами гипотезы заранее проектируются так, чтобы можно было как можно легче их проверить. Это архиважная работа. Для ее выполнения иногда требуется найти эксперта, трех экспертов, десяток — наконец, может понадобиться помощь предпринимательского или профильного комьюнити.
Здесь мы подходим к важному финальному выводу: любой Lean-стартап — это история про поиск знания. У его создателей нет готовой методологии работы. По сути, затраты на создание Lean-стартапа — это затраты на майнинг знаний.
— Как добывать эти знания?
— Знания можно найти разными путями: например, приобрести экспертизу других людей. То есть можно вообще не тестировать гипотезы, а просто купить знания. Можно нанять в свою команду тех, кто имеет это знание, у кого уже есть наработанный опыт, за который заплатили не вы, — одного или нескольких человек, знания которых в совокупности дадут уже методологию построения бизнеса.
Проверка бизнес-гипотез — в принципе более дорогой процесс, чем покупка знаний. К тому же покупать знания — значит сокращать время на проверку гипотез. Гипотеза будет проверяться месяц или два.
Но если проект не относится к категории Lean-стартапов, то он даже не задает себе таких вопросов. Он не спрашивает себя: а как я могу извлечь знания, чтобы получить методологию создания проекта кратчайшим способом? Вместо этого он ставит задачу сотруднику, работа которого уже регламентирована и формализована.
В Lean-стартапе его основателям приходится придумывать совершенно невероятные хитрые вещи, чтобы проверять гипотезы быстро и очень дешево или вообще без затрат. Это тяжелая интеллектуальная работа. Я, например, пока не могу сказать про себя, что мастер спорта в этом. В некоторых ситуациях в бизнесе я по-прежнему действую слишком прямолинейно. Вместо того, чтобы использовать нетворкинг, искать экспертов, предпочитаю самостоятельно выяснить, как тут все устроено. Это приводит к потерям времени.
— Значит, залог успеха для Lean-стартаперов — это еще и активный нетворкинг?
— Нужно смотреть шире — не столько нетворкинг, сколько плотная система обратной связи. В идеале у вас за стенкой должен сидеть ваш клиент. Вы делаете продукт не для себя, а для условного Пети.
— Другой залог успеха — в умении быстро меняться?
— Да, Lean-стартап — это про изменения. В фондах это происходит примерно так: человек взял деньги на то, чтобы решить задачу А. При решении этой задачи понял, что в этой области и с таким продуктом не построить масштабируемый бизнес. Но зато, работая над идеей А, он увидел реальную проблему B. Если у него к этому моменту остались деньги, а у команды — моральный ресурс, то он решает остаток времени и средств потратить на то, чтобы построить масштабируемый бизнес, решая проблему B.
Если не уметь и не быть готовым быстро научиться работать в условиях неизвестности, то не будет и никакого Lean-стартапа. Методологии создания и развития понятных всем бизнесов уже прописаны. Открывая такие проекты, остается только реализовывать известные управленческие принципы и смотреть по сторонам. Условно: хочешь открыть успешный ресторан — войди в комьюнити рестораторов, устройся сам на работу в хорошее заведение, найди друга сомелье, почитай книжки и блоги, пойми, в чем соль успеха в этом деле. Это просто грамотный Executive.
Что такое бизнес? Методология, которая позволяет зарабатывать деньги и делать это системно и масштабируемо. Предприниматель должен эту методологию получить. Если она более-менее доступна, то такой бизнес — не стартап, и тем более не Lean-стартап. А вот если методологию надо придумать, проверяя гипотезы и оттачивая бизнес-процессы, то это совсем другое дело. Lean-стартап — это когда предприниматель действует условно на фоне 90% неизвестности, имея только 10% артефактов на своем пути к успеху.