Найти в Дзене
Смарт Консалтинг

Чем грозит бизнесу незарегистрированный товарный знак

Оглавление

Многие компании опрометчиво пренебрегают регистрацией товарного знака. Однако при нарушении чужих исключительных прав суд может не только взыскать денежную компенсацию, но и принять решение о лишении свободы. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие риски несет в себе использование незарегистрированного товарного знака, и что нужно делать, чтобы свести их к минимуму.

Законодательством Российской Федерации прямо не запрещено использование незарегистрированного товарного знака. Государственная регистрация осуществляется в ФГБУ «ФИПС».

До проведения государственной экспертизы обозначению не предоставляется государственная охрана, и предприниматель может использовать его на свой страх и риск.

Возможные риски

Использование незарегистрированного товарного знака несет в себе большие риски:

— Вы можете нарушать права владельца зарегистрированного бренда, если ваше обозначение совпадает с ним хотя бы частично и потребитель может спутать их между собой. Если правообладатель товарного знака подаст иск в суд, то он выиграет судебное дело, а вам придется выплатить штраф, который может достигать 5 млн рублей и больше.

— Другое лицо может зарегистрировать такое же обозначение на себя и шантажировать вас, угрожая судебным иском. Такая ситуация часто возникает в том случае, когда бренд уже стал популярным среди потребителей. Как результат — потеря собственного бренда, который уже приобрел популярность, и финансовые потери бизнеса.

— Может возникнуть конфликт с владельцем похожего доменного имени, но запретить его использование вы не сможете. Правообладатель схожего зарегистрированного товарного знака может отобрать ваше доменное имя через суд.

— Бизнес невозможно будет передать по франшизе, так как основным условием договора франчайзинга является предоставление прав на зарегистрированный товарный знак. Таким образом вы теряете возможную прибыль.

— Недобросовестный конкурент может выпускать контрафакт под тем же обозначением. Доказать свои исключительные права на бренд будет очень тяжело, так как они не закреплены юридически.

— Большинство крупных маркетплейсов требуют документы на товарный знак, которые подтверждают права на его использование. В любой момент, при возникновении сомнений, появлении продукции под одним и тем же брендом, администрация торговой площадки запрашивает свидетельство на товарный знак или дистрибьюторский договор. При их отсутствии витрина продавца и аккаунт блокируются.

— Если вы захотите продать свой бизнес полностью, то навряд ли найдется желающий приобрести его, так как незарегистрированный бренд — это всегда риск по вышеперечисленным причинам.

Виды ответственности, предусмотренные за нарушение исключительных прав на чужой товарный знак и размеры штрафов:

1. Гражданский кодекс, статья 1515

— Денежная компенсация правообладателю от 10 тыс. до 5 млн рублей

— Денежная компенсация правообладателю в размере двукратной стоимости контрафакта

— Уничтожение контрафакта

2. Кодекс об административных правонарушениях, статья 14.10

— Штраф до 500 тыс. рублей в пользу государства

— Конфискация контрафакта

— Дисквалификация должностного лица

3. Уголовный кодекс, статья 180

— Штраф до 1 млн рублей в пользу государства

— Принудительные, исправительные работы до 5 лет

— Лишение свободы на срок до 6 лет

Используя незарегистрированную торговую марку, вам придется все время следить за ситуацией на рынке. И если появится похожий зарегистрированный бренд, то коммерческая деятельность станет незаконной, так как она подпадет под действие вышеуказанных статей ГК РФ, КоАП РФ и УК РФ.

Что делать, чтобы свести риски к нулю?

Есть 2 способа обезопасить свой бизнес от вышеописанных рисков и судебных тяжб:

— Использовать обозначение, которое в принципе не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака ввиду его неохраноспособности. Такой вариант подходит, если у вас небольшой бизнес и вы не планируете продвижение на рынке, торговлю на маркетплейсах. Это должны быть общеизвестные слова, которые описывают сам вид деятельности или производимый товар, например, можно назвать свое кафе «Кондитерская» или автосервис «Автомойка». Тогда вы точно не нарушите ничьи права.

— Зарегистрировать свой товарный знак в ФГБУ «ФИПС» с получением всех правовых преимуществ.

Если товарный знак уже зарегистрирован на имя другого лица по тем же видам товаров и услуг, то можно заключить с правообладателем лицензионный договор, договор отчуждения (полной продажи прав) или попытаться досрочно аннулировать чужой знак, если он не используется в течение 3 лет. Доказательство его использования возлагается судом на владельца бренда.

Чтобы не бояться штрафов, обратитесь за регистрацией товарного знака к профессионалам. Юристы компании Смарт Консалтинг подробно проконсультируют, проведут проверку вашего бренда и грамотно оформят все необходимые документы.