Одни садоводы справедливо скажут: чего уж интересного, все уснуло или замерзло, пожухло и повяло от первых заморозков. А другие, к которым отношусь и я, понимающе кивнут. Поздняя осень, конечно, тусклая из-за отсутствия яркого солнца (наступление зимы чаще всего сопровождается тучами с дождями, мокрым снегом и ветром), но обилие красок никуда не делось! Многие садовые растения, наоборот, вступили в пору своего самого декоративного великолепия за сезон.
Выпал снег, за окном небольшой, но все-таки минус, а в минувшие выходные природа словно напоследок перед долгой зимой дохнула на сад теплом, солнцем и ароматом горьких трав. Антонина Петровна деловито, зная, что в последний раз в этом сезоне, обходила сад, обнюхивала растения, выискивая сочную еще зеленую травку, чтобы запастись витаминами.
Розы, побитые заморозком, превратились в леденцы. Их оттаивающие на утреннем солнце после ночного мороза лепестки стали прозрачными и водянистыми, как застывший сахар. В субботу еще почти все розы были в цвету, но в воскресенье были срезаны и подготовлены к зиме: обрезаны на 5 почек, очищены от листьев, замульчированы сухим торфом. Зимовать в этом году розы будут без укрытия - заметила, что под укрывным материалом эти розы зимуют хуже, вымокая по осени и выпревая по весне.
В пряно-ароматическом садике солнечная суббота - всегда праздник! Шалфей дубравный Апекс Пинк цветет настоящим осенним фейерверком, я очень довольна этим новичком садика. Душица Голд Наггетс теряет солнечную окраску листочков, и тимьян Оранжелло постепенно меняет цвет с густо-зеленого на сероватый. Тимьян лимоннопахнущий Арчерс Голд отцвел, но его невысокие сухие цветоносы в иголочках инея невероятно фактурны. Тимьян Фредо в своем сизоватом наряде оттеняет теряющий зеленую окраску ясменник Штернталер. Мята Лакрица с ее двухцветными зелеными листочками, лишь недавно срезанная на сушку, толком не успела отрасти, и пара молодых листочков замерзла и почернела. Зато котовник Фассена Кит Кэт стал из зеленого сизоватым, голубой оттенок на ярком свету словно сияет! Пестрая синюха Старвей ту Хэвен вопреки моим ожиданиям не порозовела, а наоборот, словно стала еще желтее, еще немного и солнышко повернет, уничтожит тень от дома и сделает синюху сияюще-золотой. Герани кроваво-красные пыжатся держать марку позднецветущих и выдают цветы: вот Стриатум отморозил лепестки, а Эльке перехватила инициативу у Макс Фрай (пока закрывается один цветок, питается солнцем новый бутон). Герань темная Самобор постепенно укладывает желтеющие листья на мульчу, она будет зимовать с листьями. Лофант гибридный Йеллоу Кудос раскрыл еще один желтый цветочек, хотя уже был обрезан в зиму. Это будет его первая зима, и есть сомнения, поэтому эти поздние цветы - словно его лебединая песня. Листочки у этого лофанта почти не пахнут, но они приятны на ощупь и очень красивы сочным зеленым оттенком, напоминающим раннее лето. В путаных нитчатых зарослях тимьяна раннего Крипинг Рэд выросли грибы: небольшие поганки, но красивые, ладные. Мелисса мандариновая тоже пока красивая, но молодые листочки уже белеют. Щавель Кроваво-красный и душица Панта словно не замечают мороза, сияют в своей пестроте, притягивая взор.
И в Палисаднике много красок, это самая солнечная часть сада, здесь от рассвета и почти до заката (пока солнце не скроется зха верхушками берез по западной части оврага) светло. Здесь еще цветет гортензия. Багряной стеной стоит виноградная шпалера. Цветут хризантемы - даже темнеющая по морозцу Умка не вся сиреневая, есть много белых молодых цветков. Дельфиниумы в повторном цветении. В ногах у роз - сизые тимьяны, свекольные живучки, вариегатные подорожники.
В Готическом цветнике - все оттенки садового черного. От иссиня-фиолетового до драконово-пурпурного: виолы Виттрока Горное волшебство (действительно, волшебные!), мята Гранада, гиацинтовые бобы, гелиопсис Слушая Космос, душица Дьябло.
В Парадном и Пурпурном цветниках - тоже яркие краски! Смесь золотого, багряного, малахитово-зеленого, сизовато-серого, свекольно-фиолетового, серебристо-зеленого. Цветут гвоздики перистые и китайские, анемоны войлочные, тимьяны, хейгеры и тиареллы, даже фуксии еще не замерзли! Лапчатка Альба отцвела, но окрасила в багрянец свои семенные коробочки. Посконник морщинистый Шоколад не успел расцвести - снова.
Но яркие краски цветов - пятнышками - не идут ни в какое сравнение с яркой окраской листьев! Хосты стали из сизых золотыми! Начала, наконец, бронзоветь клещевина, горянка из зеленой стала бурой. Хейгеры и хейгерелы достигли пика декоративности и сочности окраски листочков. Шалфей Голдблатт стал более салатовым, а Триколор, напротив, почти потерял малиновые пятнышки. Гортензия крупнолистная стоит нарядная, как цыганка на ярмарке. Стараются ей подражать и лабазники Венуста Магнифика и Плена.
Давно не показывала Несерьезный рокарий, а здесь тоже весьма пестро, несмотря на подготовку к зиме. Первое цветение очитка видного, оттаивающего на солнце от инея и покрытого каплями, словно слезами по ушедшему лету. Это микромир, здесь возможны только макрофото: очитки ложные и едкие, подорожники, живучки, арабисы, яснотки, тимьяны, иберисы, овсяницы, дубровники, мхи, гвоздики-травянки. Удалось на квадратном метре создать очень живописную картину, полную красок, пятен, контрастов, света и тени - жизни.
В цветниках натургарден, у летней кухни и около веранды, еще все зелено и мощно, все травы останутся несрезанными. Цветущие черноголовки, коровяки, физостегии, горцы, шалфеи, иссопы, клопогон намекают, что можно успеть до зимы все! Но налитые ягоды розы морщинистой Альба, уже почти поменявшей окраску листьев с изумрудного на золотой, говорят, что времени осталось очень мало. Травы желтеют, выцветают, усыхают...
Почти всегда пребывающей в тени цветник Подберезья тоже, кажется, не готов к зиме. Гелиопсисы Асахи и Лорейн Саншайн цветут желтыми солнышками, радуют трепетностью последние желтые эхинацеи, рудбекии. Ярким эпицентром цветника сейчас выступает стефанандра, меняющая гардероб на все оттенки золотистого, распластавшаяся по все стороны в своем стремлении укрыть вербейник монетчатый Голдилокс на зиму. Щитовник красносорусовый из бронзового внезапно стал полностью зеленым, поэтому мята ананасная Пинедо под его вайями стала еще светлее. Красками налиты и бересклеты Форчуна Эмеральд Голд и Гаити, бересклет Гринспайр позолотил верхушку.
Постепенно все затихает, краски блекнут, словно высыхают, слышно все более смелое царапанье кошки-зимы в двери. Предзимье - интересная пора, последние яркие вспышки перед долгим безмолвием и белоснежной дремой. Пушистые уши чистеца напоминают, что на улице очень холодно, пора натягивать перчатки на озябшие пальцы.
А вам нравится красота предзимнего сада? Много в саду красок? Поделитесь в комментариях!
Ваша Наташа и садовые истории Белоречья