А что, если позаботиться о тех, кто уже родился?
В России рекордно выросли продажи противозачаточных таблеток.
Эта новость выглядит особенно острой на фоне развернувшейся "борьбы за демографию", которую мы можем наблюдать в последние несколько месяцев. Именно в то время, когда самые высокопоставленные чиновники и депутаты блещут высказываниями, типа "женщина должна родить первого ребёнка до 20 лет" или "женщины взяли порочную практику сначала учиться и работать, а только потом рожать", граждане Российской Федерации тратят последние деньги на противозачаточные препараты.
И складывается ощущение, что вот эти разговоры о демографии и рекордные продажи противозачаточных препаратов как-то связаны. Граждане почувствовали давление и потихоньку начинают готовиться к тому, чтобы этого давления избежать.
А удивляет тут другое: почему вместо того, чтобы выяснить причины нежелания женщины рожать второго (хотя, сейчас всё больше процент тех, кто не хочет рожать и первого), и устранить их, надо действовать неэффективными методами типа "запрещать и не пущщать!"?
Большинство абортов делают замужние женщины, у которых уже есть ребёнок - эта информация не новая. И предохраняются при помощи противозачаточных таблеток тоже в большинстве замужние женщины.
Неужели ни у кого не возникает вопрос: почему женщина, у которой есть муж, не хочет больше рожать?
Понятно, что ответ на поверхности: ей и с одним ребёнком было и есть так тяжело, что второго она просто не хочет. И помощи ждать не откуда. Если первого ребёнка женщине "прощают" и даже помогают с ним, то про второго точно скажут: "А зачем рожала?"
И нет, эта тенденция наметилась не сегодня и не вчера.
В середине девяностых я слышала разговор двух женщин, одна из которых оправдывалась за то, что у неё двое детей. Говорила, что родила ещё до перестройки, и не могла знать, что настанут такие времена - ну, что-то в этом роде. То есть, женщина, родившая двоих (а уж, тем более, больше) детей, не только не ожидала уважения и помощи от общества, она боялась осуждения!
Потом я неоднократно подмечала это: женщины, у которых больше одного ребёнка, говорят о рождении второго, как бы оправдываясь. Приводят рациональные причины. Объясняют. Хотя казалось бы - что тут объяснять? Родила - и молодец! Или нет?
Заметили, как дети всем мешают? Авторы на Дзене пишут целые статьи о том, почему их раздражают чужие дети. Другие пишут, что не раздражают. Но поток осуждения "яжемамок" не иссякает. И в этом, конечно, есть вина "яжемамок".
"Подумаешь, устала, тяжело, тоже хочешь расслабиться хоть на 20 минут? А не надо было рожать! А родила - сама виновата! Терпи!"
Одна родственница в мае родила сына. Сейчас эта родственница почти на грани нервного срыва и мечтает поспать хотя бы два часа подряд. Я очень понимаю её состояние. Только помочь ничем не могу - она за 1000 километров от меня. Но находит ли эта родственница понимание у тех самых близких людей, которые рядом? Нет, все рассказывают, как лично им было тяжело с детьми (гораздо тяжелее, ведь не было одноразовых подгузников и таких стиральных машин - как будто от этой информации ей станет легче), вот и нечего ныть. А спроси - согласится ли он на второго? - мне кажется, эта молодая женщина может чем-нибудь стукнуть. В состоянии аффекта.
Потому что, ничего, кроме скрытого, завуалированного осуждения она ничего не видит от общества. В магазине, в поликлинике, в транспорте и т.д. С коляской, по её собственным словам, помогают только женщины за 50. Мужчины просто отводят взгляд и отворачиваются. "Апачимуядолжден помогать чужой женщине с ребёнком, это не мои гены?!"
Все готовы осуждать нерожающих, либо тех, кто родил одного, но никто не готов как-то облегчить им жизнь. Включая чиновников. Никто не готов позаботиться о тех, кто уже родился!
"Они сделают все ради эмбрионов. Но как только человек родился - с этого самого момента он уже сам за себя. Противники абортов одержимы безопасностью эмбриона с момента зачатия ровно на девять месяцев. После этого они ничего не хотят слышать о нем. И уж точно не станут слушать, чего он захочет в будущем. Ничегошеньки! Никаких тебе послеродовых клиник, яслей, детских садов, государственных субсидий и пособий, школьных обедов, пособий по безработице. Не будет ничего! Если ты эмбрион, то ты под их защитой, а вот если ты идешь в первый класс - тебе конец!" Джордж Карлин
А что, если женщина, не имеющая детей, увидит, с каким уважением, заботой и вниманием относится общество в матерям? Может, это и будет лучшая пропаганда деторождения?
Не упрёки в том, что "после родов прошло уже два месяца, а у неё всё ещё торчит живот"! Не поучения, не осуждение "азачемрожала,еслитяжело?", а помощь?
Может, она тоже захочет рожать второго и третьего, если с первым было не так уж тяжело и не только материально? Может, женщины захотят рожать, если увидят, что это не поставит крест на их профессиональных и социальных перспективах?
Почему об этом ничего не говорят те чиновники и депутаты, которые как бы очень переживают о демографической ситуации и теперь уже просят рожать?
Ну, а пока мы тут задаём вопросы, на которые никто не собирается отвечать, пока чиновники взывают к традиционным ценностям, продажи противозачаточных препаратов растут.