Я убежден, что Вторая мировая война помогла раскрыть героический потенциал многих личностей, которые не смогли бы это сделать в условиях мирного времени.
В качестве аргумента хочу рассказать о штурмане женского авиационного полка Полине Гельман, прозванной фашистами ночной ведьмой.
Детство и юность
Родилась ставшая легендой летчица в 1919 году под Житомиром. Спустя год отец ее погиб, и мама с дочкой переехали в Гомель.
Со школьной скамьи девочка мечтала стать защитницей Родины. Для этого она усиленно занималась гимнастическими упражнениями и посещала кружок стрельбы.
Став старшеклассницей, Полина записалась в местный аэроклуб, где была принята в парашютисты. Первый прыжок с самолета девочка совершила в 17 лет.
Хотя в обучении на пилота ей отказали по причине маленького роста, комсомолка грезила об этой профессии.
На момент нападения Германии на Советский Союз Гельман была студенткой-третьекурсницей исторического факультета МГУ.
В октябре 1941 года Полина добилась зачисления в Энгельскую летную школу, куда набирали девушек для создания женских авиаполков – она попала в штурманское отделение.
Выбор идти на фронт Полина матери объяснила не только патриотизмом, но и своей принадлежностью к еврейскому народу, к которому гитлеровцы относились особенно жестоко. Девушка считала отмщение своим долгом.
Подвиги на фронте
В возрасте 22 лет юная Гельман была зачислена в легкобомбардировочный авиаполк под командованием Евдокии Бершанской.
Личный состав этого подразделения летал на двухместных деревянных бипланах У-2, которые были созданы 15 лет назад, но в1942 году претерпели модернизацию. В результате обновления самолетов увеличился до 1,4 т, а радиус действия – до 200 км.
Их технические характеристики были далекими от совершенства – в открытых кабинах летчицы и штурманы мерзли, а горючее могло закончиться раньше, чем У-2 вернется после боевого вылета на базу.
Решить проблему помогал «аэродром подскока», тайно расположенный рядом с линией фронта. На него самолеты приземлялись ночью, чтобы взять с собой фугасные бомбы весом в 100 и 50 кг, а также более легкие боеприпасы, которые сбрасывались вручную.
Каждый вылет девушек был подвигом – их «этажерки» являлись объектом охоты немецких ПВО и при попадании мгновенно сгорали.
Интересные биографические факты
Полине пришлось не раз вступать в игры со смертью, вызывая в полете огонь на себя. Однажды она, сбрасывая бомбы, потеряла краги, и чуть не отморозила от этого руки.
По данным источников, доводилось Гельман находиться в воздухе и под самолетом, держась за крыло.
На счету девушки было 850 боевых вылетов: она начала военную карьеру рядовым бортстрелком, а завершила ее в должности начальника связи эскадрильи, в звании гвардии майора.
В 1946 году фронтовичка была удостоена звезды Героя СССР.
Через пару лет после этого события Полина вышла замуж, а еще год спустя стала мамой.
Смерть настигла эту удивительную женщину в 2005 году. Похоронена она на одном из кладбищ Москвы.