78.ru проанализировал статистику наездов на пешеходов и выявил самый опасный перекрёсток города. Но в последние два года ДТП с тяжёлыми последствия там полностью прекратились. Как так вышло, сохраняется ли общий тренд на снижение числа происшествий с пешеходами, и где ещё страшно переходить дорогу?
Загадка проклятого перекрёстка
С 2015 года на пересечении проспекта Энгельса с проспектом Просвещения произошло около 20 наездов на пешеходов с тяжёлыми последствиями, в том числе три смертельных ДТП. Этот перекрёсток стал самым опасным для наиболее уязвимых участников дорожного движения. На его долю приходится каждое 30-е смертельное ДТП с пешеходами во всём Выборгском районе.
Отчасти такая статистика связана с размерами перекрёстка и объёмом траффика, но тем удивительнее, что, начиная с 2022-го года там не было ни одного наезда на пешеходов с тяжёлыми травмами. Единственное лёгкое ДТП произошло в 2023-го году на переходе со стороны вестибюля станции метро «Проспект Просвещения».
Есть некоторые основания предположить, что речь идёт о закономерности. Дело в том, что автоэксперты традиционно связывали печальную статистику на перекрёстке с переизбытком маршруток и их стихийными перестроениями, а исправление ситуации совпадает с датой запуска транспортной реформы.
Отметим, что на обоих ближайших соседних перекрёстках по проспекту Просвещения все эти годы тоже было неспокойно. На пересечении магистрали с улицей Есенина с 2015-го года произошло 2 смертельных ДТП и 5 ДТП с тяжёлыми травмами. Ещё одно смертельное ДТП и семь происшествий с тяжёлыми последствиями произошли там, где проспект Просвещения сходится с улицей Хошимина. Но с 2020-го на обоих перекрёстках также не было ни одно тяжелого ДТП с пассажирами.
ДТП с пешеходами становится больше или меньше?
При этом стоит учитывать и общий тренд на снижение числа смертельных ДТП с участием пешеходов в Петербурге. В первые девять месяцев 2023 года он сохранился. В городе погибло 44 пешехода. Это много, но на три меньше, чем год назад и почти вдвое меньше, чем в 2021-м году.
Для сравнения, ещё в 2015-м году за аналогичный период было зафиксировано 127 смертельных ДТП с пешеходами. В прошлом году наблюдался многолетний минимум, а в этом цифры внушают ещё больший оптимизм.
О возможных причинах таких перемен и связанных с ними мифах 78.ru публиковал отдельный материал.
Любопытно, что в период пандемии при этом в Петербурге был напротив скачок ДТП с наездами на пешеходов, хотя по идее и водители, и их потенциальные жертвы должны были куда чаще оставаться дома. Наиболее вероятная причина – рост средней скорости движения транспорта на фоне снижения траффика.
Самая опасная развязка
Участок проспекта Просвещения от Хошимина до Есенина до недавнего времени был самым опасным для пешеходов местом в городе. С 2015 года там в общей сложности произошло 6 ДТП с погибшими и 28 – с тяжелыми пострадавшими. Но это далеко не единственное опасное место. Есть ещё шесть перекрёстков, на каждом из которых с 2015 года произошло не менее десяти ДТП с тяжёлыми последствиями.
И два из них опять находятся в непосредственной близости. Это перекрёстки пропекта Луначарского с проспектом Художников и проспектом Культуры. В первом случае речь идёт об одном смертельном и 11 тяжёлых ДТП с пешеходами, во втором – об одном смертельном и 12 тяжёлых ДТП.
Во Фрунзенском районе самый опасный для пешеходов перекрёсток находится на пересечении улиц Белы Куна и Бухарестской. Там за прошедшие 9 лет зафиксировано одно ДТП с погибшими и ещё 16 с тяжелыми пострадавшими. По общему числу тяжелых происшествий с пешеходами это второй показатель в городе.
В Невском районе в зоне наибольшего риска район съезда с Володарского моста, где начинается Народная улица. Там зафиксировано 10 тяжёлых ДТП, из них четыре с погибшими. Правда, с 2020-го года подобные происшествия там больше не происходили.
В Красногвардейском районе два смертельных ДТП и 8 ДТП с тяжёлыми последствиями произошли на пересечении проспекта Наставников и Ленской улицы. Рядом находятся перекрёстки проспекта Наставников с проспектом Косыгина, где зафиксировано 8 тяжёлых ДТП с пешеходами, и с проспектом Ударников, где было ещё 2 смертельных и 6 тяжёлых ДТП.
Участок проспекта Наставников от Ленской до Ударников длиной полтора километра, пожалуй, можно поставить в один ряд с уже упоминавшимся участком проспекта Просвещения. С 2015 года здесь в общей сложности произошло 6 смертельных ДТП с пешеходами и 36 ДТП с тяжёлыми пострадавшими.
Совсем близко к попаданию в этот грустный список оказались пересечения Лермонтовского проспекта с Обводным каналом и проспекта Ветеранов с улицей Генерала Симонюка. В первом случае за девять лет зафиксировано девять ДТП с тяжёлыми последствиями, во втором – одно смертельное и восемь тяжёлых ДТП с пешеходами.
К сожалению, ДТП с пешеходами случаются не только на перекрёстках, и здесь в особой группе риска слишком длинные участки без переходов. Отдельным пунктом стоит упомянуть развязки КАД. Самая опасная из них – двойная на пересечении с Московским шоссе и Витебским проспектом. Там зафиксировано уже шесть смертельных ДТП с пешеходами, в том числе два в текущем году.
Несмотря на значительное улучшение статистики ДТП с пешеходами в Петербурге, городские улицы остаются опасным местом и требуют предельной бдительности от всех участников дорожного движения, а от транспортных чиновников – дальнейшей работы по повышению уровня безопасности.