Найти в Дзене

ПРИРОДНЫЕ ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОДДЕРЖАНИЮ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО И ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОГО БАЛАНСА (продолжение)

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Автором словосочетания «динамический стереотип» считается Иван Петрович Павлов, который подразумевал под этим понятием «Закон системности в работе головного мозга». По его мнению, реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коре системы связей. Поэтому если выработать ряд рефлексов на разные раздражители, которые повторяются с определенной последовательностью, то со временем организм воспроизводит всю палитру ответных реакций при воздействии лишь одного первоначального раздражителя. Такое устойчивое закрепление содружества функционально интегрированных ответных реакций Павлов и назвал динамическим стереотипом.

По мнению учёного динамический стереотип выражает особый принцип работы мозга. При котором на все сложные комплексные воздействия он реагирует не как на череду изолированных раздражителей, а как на целостную систему взаимосвязанных факторов внешней среды (внешний стереотип – ВС). В этом случае самостоятельные условные рефлексы, которые часто запускаются в виде компонентов сложных поведенческих актов, приобретают взаимозависимость и как бы «объединённую реактивность». В такой функциональной связке рефлекс уже может активироваться не только своим условным раздражителем, но и другими поведенчески связанными рефлексами. То есть реагировать на любой доминирующий раздражитель системы.

Иван Петрович обратил также внимание на то, что резкое изменение условий существования, приводящее к поломке привычного стереоти­па, способно вызывать тяжелое нервное напряжение, «выражающееся в тоске, унынии, раздражительности». «Мы на наших собаках», писал учёный, «при сложных задачах, т. е. при затребовании нового и трудного динамического стереотипа, не только имели дело с мучительным состоянием, но и производили нервные заболевания – неврозы, от которых потом приходилось лечить животных».

Как ни сложна ломка старого стереотипа, при определённом алгори­тме воздействия новые условия способны сформировать и новый стереотип. Который в результате многократного стимулирования всё про­чнее закрепляется и, в свою очередь, становится столь же труднозаменимым.

Второй путь для противодействующих ДС* изменений среды обитания – вызвать стрессовую реакцию и заболевание, которое обычно развивается, когда внешние условия меняются слишком стремительно для того, чтобы приспособительные механизмы успели сработать; либо са­ми эти условия непригодны для адаптации. Такие состояния, в зависимости от силы и длительности воздействия дестабилизирующих факторов, могут завершиться возвращением к старым формам бытия и прежнему ДС (выздоровление по типу УФС АТ), формированием патологического баланса (по типу УПФС АТ) либо привести к дисбалансу, несовместимому с жизнью.

* - Чтобы не утяжелять текст условимся и в дальнейшем обозначать динамический стереотип двумя буквами – ДС. При необходимости обратить внимание на отдельные компоненты системы и, в частности, на стереотипные биохимические процессы, физиологические реакции, психологические установ­ки или особенности поведения будем пользоваться условными названиями: биохимический ДС, физиологический ДС и психологический ДС.

В современных представлениях динамический стереотип (в буквальном переводе с греческого – «пластичный объёмный отпечаток») – физиологический термин, обозначающий устойчиво закрепившуюся сис­те­му условных регулирующих функций и внутренних связей, обеспечивающих определенный автоматизм, последовательность и интенсивность реакций организма на привычные воздействия среды.

Процесс образования стереотипа состоит не только в упрочении входящих в него условных и безусловных рефлексов и управляемых ими биохимических реакций. Интеграция с зонами коры, отвечающими за работу органов чувств, интуицию и абстрактное мышление, дают основание воспринимать ДС человека, как некое феноменальное явление, способное создавать единую гибкую и в то же время устойчивую саморегулирующуюся операционную систему на основе сочетания, казалось бы, мало совместимых явлений: не имеющего ни разума, ни па­мяти «опыта бездумных молекул, рефлексов и инстинктов» с одной стороны, и реального опыта чувств, впечатлений, выводов и умозаключений с другой*. То есть устойчивый ДС по своей сути – плод совместного «творчества» организма как биосистемы, а также самого челове­ка, как личности (мыслящей и одухотворённой).

* - В настоящее время наблюдается повышенный интерес физиологов и биохимиков к теме т.н. «низового разума». Например, ошеломляющие данные были получены о способности кишечника регулировать свою работу посредством собственной нервной системы или «внутреннего мозга». Причем не только на уровне простых рефлекторных реакций, но и с возможностью: активно взаимодействовать с биотой микроорганизмов; выбирать удобный для себя алгоритм реагирования; влиять на ДС и даже психику человека.

Не менее впечатляющим стало открытие уже известной нам группой нобелевских лауреатов механизма «циркадных часов», позволяющее говорить о неком «интеллектуальном поведении» молекул. По меткому замечанию главного редактора журнала “Science” Джереми Берга «с помощью генетики и инструментов молекулярной биологии удалось обнаружить очень элегантный молекулярный механизм с петлёй обратной связи, в которой белок контролирует собственную экспрессию».

Привыкание к условиям существования и адаптация к ним физиологии и психики на уровне ДС обычно происходят не быстро и непросто. Это напряженный труд для всех регулирующих и обеспечивающих систем. Однако уже сформированный стереотип – очень ценное завоевание организма. Ведь он главный хранитель равновесия с внешним миром, а значит и главный защитник нашего здоровья. Именно ДС обеспечивает легкость, адекватность, экономичность и постоянство реакций на привычные раздражители.

Инертность стереотипа в допустимых пределах является очень важным качеством. Она позволяет обеспечить устойчивость контролируемых подсознанием поведенческих реакций и сложившихся биоритмов, на­деляет организм способностью предугадывать нагрузки и избавляет его от необходимости каждый раз заново приспосабливаться к случайным и кратковременным изменениям внешних условий.

Неадекватность ДС в меняющихся условиях исправляется его "динамичностью", т.е. способностью к перестройке. При стойком изменении внешнего стереотипа система временных связей постепенно корригируется, преобразуется новыми воздействиями.

Нужно отдать должное психологам (В.Вагнер, 1910-1913 г.г.; З.Фрейд, 1915-1917 г.г.; А.Северцев, 1922 г.; А.Адлер 1922-1935 г.г.; К.Хорни 1950 г. и др.), которые активно исследовали влияние ДС на поведенческие особенности человека и в какой-то момент даже превзошли в настойчивости физиологов. Не удивительно, что именно в материалах по сов­ременной психологии термин «динамический стереотип» стал наиболее привычным и употребимым.

Думаю, что знакомство с феноменом ДС на примере устойчивых психологических установок позволит нам в более доступной форме разобраться с природой этого явления. Хотя это вовсе не означает, что ДС в своей биохимической или физиологической основе играет менее важную (чем шаблоны поведенческих реакций) роль в возникновении склонности организма накапливать лишние килограммы.

Итак, с точки зрения психологов ДС человека представляет собой биологический механизм множества явлений психической деятельности, например, таких, как трудовые и бытовые навыки, привычки, подсознательно индуцируемые потребности, предпочтения и мотивации, пищевое и сексуальное поведение и т.п., характеризующиеся ритмизированным, автоматическим протеканием. Он обеспечивает автоматизм многих операций деятельности, разгружая сознание от необходимости постоянного контроля психоэмоциональных и поведенческих реакций на привычные раздражители.

Важным дополнением психологического ДС, синхронизирующим взаимодействие высшей нервной деятельности человека с физиологическими реакциями, является стереотип биохимических процессов. Лежащие в основе биохимического ДС устойчивые биоритмы позволяют оптимизировать динамику накопления, синтеза и расходования жизненно важных веществ в тканях и средах организма в соответствии с типовыми (заведомо предсказуемыми) поведенческими реакциями хозяина. А это, в свою очередь, определяет важную для жизни систему физиологического прогнозирования. (Подробнее в разделе 1.10.1.).

(продолжение следует)