Свет гаснет, и более 70 000 фанатов начинают кричать, реветь, аплодировать и скандировать, ожидая начала шоу. Из гигантской концертной акустики гремит электрогитара, а Джеймс Хэтфилд наклоняется к микрофону, как лев, наблюдающий за своей добычей. «Мы — Металлика!» — ревет он, указывая на дальние края ревущей толпы. "И ты тоже!" Он атакует струны своей гитары Electra Flying V, двигая руками с невероятной скоростью, пока ведет свою группу в энергичном ритме концерта, который продлится почти два часа. Тяжелый металл зажигает толпу песнями, которые будут звучать в их ушах еще долго после выхода группы на бис.
Хэтфилд «бодрит» людей своей музыкой уже более 40 лет. Metallica продала более 120 миллионов альбомов, что намного больше, чем у любой другой метал-группы. Они выступали по всему миру и были занесены в Книгу рекордов Гиннеса как первая группа, давшая концерт на всех семи континентах. Однажды они выступили перед более чем миллионом человек во время московского музыкального фестиваля, а самое популярное видео на YouTube-канале группы было просмотрено 1,2 миллиарда раз. Их последний студийный альбом занял первое место в чартах 32 стран. Они выиграли девять премий Грэмми, владеют местом в Зале славы рок-н-ролла и могут похвастаться хитами Billboard № 1 за четыре разных десятилетия.
Молниеносная музыка, изначально считавшаяся слишком маргинальной для радио или MTV, теперь прочно вошла в мейнстримную культуру. «Enter Sandman» наполняла стадион «Янки» всякий раз, когда Мариано Ривера выходил закончить игру, «Master of Puppets» играли во время финала «Stranger Things» 2022 года (подняв песню на первое место в iTunes от Apple), и группа появлялся в «Миллиардах», «Симпсонах» и множестве других телешоу.
Один из мэтров современной поп-музыки, о котором мало кто мог бы подумать, что он фанат Metallica – недавно похвалил их музыку. «Это одна из лучших песен, когда-либо написанных и которая никогда не постареет», — сказал Элтон Джон в эпизоде «Шоу Говарда Стерна» 2022 года, говоря о пауэр-балладе Metallica «Nothing Else Matters», написанной Хэтфилдом. «Структура аккордов, мелодии высший класс — восторгался сэр Элтон, — их песни — это не просто хэви-метал, это красивые песни».
Эта красота родилась из боли. «Я был застенчивым ребенком, очень замкнутым, с трудным характером и очень религиозным», — говорит Хэтфилд, сидя на диване в штаб-квартире Metallica недалеко от Сан-Франциско холодным ноябрьским утром. Он терпеливо поджигает сигару Blackened Cigars «M81» от Drew Estate Corona, вращая ее под пламенем своей сигарной зажигалки. Он делает несколько длинных затяжек, дым от мадуро клубится вокруг его фирменных подковообразных усов. Ему 59 лет, в черной футболке, джинсах и ботинках, с серебряным кольцом в виде черепа на одном пальце. Он высокий и худощавый, с коротко подстриженными седыми волосами.
«Мой отец ушел в 13 лет, моя мама умерла в 16 лет», — говорит он сильным и звучным голосом, голосом, который регулярно обращается к тысячам. «Музыка была моим спасителем. Она говорила со мной, она был моим другом. Им и осталась».
Музыка рано нашла Хэтфилда. Его единкровный брат Дэвид, на 10 лет старше, был барабанщиком в группе, которая играла в семейном гараже в Дауни, штат Калифорния, часть округа Лос-Анджелес. «Я влюбился в атмосферу, запах, шум», — говорит Хэтфилд. «Они просто тусовались вместе, создавая музыку, я подумал, как вы, ребята, это делаете? Это было так здорово. В доме постоянно были музыкальные инструменты. Моя мама была очень творческой личностью. Она была графическим дизайнером и художником, живописцем. В доме было пианино, была гитара. Мне просто нравилось стучать и шуметь, и я просто стучал по пианино, пытаясь делать то, что мой брат делает на барабанах».
Мама Хэтфилда отправила юного Джеймса брать уроки игры на фортепиано, когда ему было восемь лет. «Я бы предпочел играть в футбол, но я был отправлен туда и выучил несколько довольно обыденных песен», - смеется он. Но уроки принесли свои плоды. Он научился работать руками независимо друг от друга и петь, играя на инструменте. «Я выучил правую и левую руку, это своего рода расщепление мозга». Но его сердце не располагало к фортепиано. «Я понял, что нельзя выглядеть круто, бегая по сцене с пианино. Поэтому я взял в руки гитару». После уроков музыки естественным образом последовала игра на гитаре. «Я знал голоса, я знал, как работают гармонии, поэтому петь и играть было легко», — говорит он. «Научиться играть на гитаре было даром от Бога. В этом нет никаких сомнений. Это спасло мою жизнь".
Бог был одновременно другом и врагом молодого Джеймса Хэтфилда. Его родители были христианскими учеными. Их учение заключалось в том, что тело исцеляет вера, а не лекарства, сбивало его с толку и заставляло чувствовать себя изгоем. «В детстве я никогда не ходил к врачу. Никогда не делал прививок, никогда не получал ничего подобного в детстве. Они не хотели, чтобы я посещал врачей, что было странно. Конфликт со взглядами его родителей сделали его «очень отчужденным, изолированным ребенком из-за этой религии». Когда он хотел играть в футбол, он не мог пройти медосмотр. В молодом человеке накопился гнев, который прорвался только тогда, когда его отец ушел из дома, когда Джеймсу было 13 лет. Он еще больше пострадал, когда его мать умерла от рака три года спустя после отказа от медицинской помощи. В 16 лет он переехал к своему сводному брату Дэвиду и еще больше увлекся музыкой.
«Я тяготел к более тяжелым вещам из коллекции пластинок моего брата. Материалы Black Sabbath, даже Jethro Tull, тогда были для меня тяжелыми. А потом я открыл для себя Aerosmith и некоторые другие американские группы, которые были несколько сырыми и довольно тяжелыми». Он играл с друзьями, сформировав пару небольших групп, которые играли на вечеринках, но его мир изменился навсегда, когда с другом увидели объявление в газете Лос-Анджелеса с надписью «Барабанщик ищет метал-музыкантов для создания группы», размещенное Ларсом Ульрихом. Это был октябрь 1981 года.
«Когда я встретил Ларса, это было большим событием», — говорит Хэтфилд. Им обоим было по 18, но в остальном они были противоположностями: Хэтфилд высокий, а Ульрих невысокий, Хэтфилд из скромного происхождения и Ульрих, из богатой семьи из Дании. Хэтфилд поражался тому, как Ульрих мог щедро тратить деньги на музыку. «У него была огромная коллекция пластинок. Я проводил дни в его доме, просто слушая, слушая и слушая. Мы с ним подружились, и нам действительно нравилась одна и та же музыка».
Они основали Metallica в 1981 году: Хэтфилд играл на ритм-гитаре и пел, а Ульрих стучал на барабанах. Ведущий гитарист Кирк Хэмметт присоединился к группе в 1983 году. Басист Роберт Трухильо проработал в группе 20 лет.
План был прост. «Я хотел играть музыку, которая мне нравилась. Я не слышал по радио музыку, которая мне нравилась», — говорит Хэтфилд. За первое выступление Metallica заплатили всего 16 долларов (на всю группу), но люди начали слушать. Они переехали из блестящего Лос-Анджелеса в более убогий и грязный Сан-Франциско, записав демо в 1982 году и свой первый альбом в 1983 году. Metallica играла тяжелую и быструю версию металла, получившую название трэш-метал. «Я помню первые выступления, когда нас выгоняли из клубов, потому что они думали, что мы панк-группа», — говорит Хэтфилд. Скорость – визитная карточка Хэтфилда.
«Кипящее бунтарство внутри нас заставляет нашу музыку быть энергичнее. Мы хотели, чтобы люди обратили внимание», — говорит он. Хэтфилд фактически приравнивает свой скорострельный стиль игры к другому инструменту. «В основном я играю на «барабанах» на гитаре. Я по-прежнему люблю играть быстро, мне это дается легко».
Мало что из того, что группа делала в первые дни своего существования, намекало на будущий успех: песни Metallica были слишком быстрыми и сырыми для радио, не говоря уже о том, что они были чрезвычайно длинными (многие ранние песни длились восемь минут или дольше). Metallica даже возражала против типичного внешнего вида многих групп того времени. Избегая яркой одежды и взъерошенных волос, которые определяли жанр глэм-метала, они предпочитали играть в футболках и джинсах. «Если вы пришли сюда, чтобы увидеть спандекс, макияж, лак для волос и всю эту ерунду — это не про нас!» – крикнул однажды со сцены юный Хэтфилд. Хэтфилд и компания были полны решимости делать все по-своему, а не так, как того хотела индустрия. «Мы до сих пор создаем ту музыку, которую хотим слышать сами».
Выбранное группой направление — сочетание свирепости и мелодичности — также нашло отклик у публики, которая начала заполнять залы, чтобы увидеть их вживую. Успех приходил не быстро. Но их третий альбом — Master of Puppets 1986 года — достиг статуса Золотого рекорда, превзойдя полмиллиона проданных копий. Но именно выпуск Metallica в 1991 году (известный как черный альбом) превратил группу из известной в знаменитую: было продано более 30 миллионов копий. Он остается одним из 20 самых популярных альбомов всех времен, превзойдя по продажам «Born in the USA» Брюса Спрингстина и «The Wall» группы Pink Floyd. Сегодня группа – это целая стихия. Билеты на концерты продаются по цене от сотен до тысяч долларов каждый, а новые релизы быстро поднимаются на вершины хит-парадов.
Признание критиков сопутствовало популярности музыканта. «Хэтфилд — золотой стандарт», — написал Джонатан Хорсли для журнала Guitar World, когда читатели назвали его ритм-гитаристом № 2 всех времен в 2022 году. «Никто его не затмил». Журнал Guitar Player писал: «Точность, скорость и мощь правой руки Хэтфилда установили бы стандарт, которому с трудом могли бы соответствовать все начинающие металлисты-ритмисты».
Несмотря на похвалы, у Хэтфилда есть неуверенность в себе и неожиданная скромность. «Я знаю, что по отдельности мы все на самом деле средние игроки, — говорит он, — но когда нас собираешь вместе, что-то происходит. Что-то действительно происходит». Его сомнения усиливаются, когда он играет с другими музыкантами. «Играть сейшены и тусоваться с другими музыкантами для меня просто кошмар».
Хэтфилд уже много лет курит сигары; он пробовал их в молодости, но сильно заинтересовался ими в конце 1990-х. «Сначала меня познакомили с некоторыми более легкими. Потом была Ла Глориас, а потом моим фаворитом стал Фуэнтес. И я не знаю, могут ли другие понять, но от первых сигар, которые вам понравились впоследствии трудно оторваться. Это как твой первый музыкальный стиль или что-то в этом роде — он тебе просто нравится».
Сегодня Хэтфилд выражает свою любовь к сигарам в собственной линии Blackened Cigars «M81» от Drew Estate. Изготовленные полностью из листьев мадуро, выращенных в Никарагуа известными производителями Liga Privada и Herrera Esteli. Сигары создавались почти два года и дебютировали в декабре 2022 года после предварительного прокура в Big Smoke. Джонатан Дрю из Drew Estate прислал образцы, которые Хэтфилд рассмотрел с примечаниями, чтобы определиться со вкусом конечного продукта.
Роб Дитрих, производитель Blackened American Whisky (который также производится совместно с Metallica), является другом Хэтфилда и предложил сигарную команду Drew Estate. «Мы познакомились на общем увлечении сигарами. Чего не могу сказать по части виски», — говорит Хэтфилд, который завязал с выпивкой после предыдущих лет карьеры, в которой было много эпических возлияний. «После целой пачки выкуренных сигарет он просто предложил идею: а что, если мы создадим для нас сигару?»
Когда его спросили, соответствует ли размер короны, которую он курит, его предпочтительному размеру, Хэтфилд ответил: «Ну, на завтрак. Вообще я днем предпочитаю курить робусто». Кирк Хэммет, его коллега-гитарист, также любит сигары, как и некоторые члены команды Metallica. Раньше Хэтфилд отказывался от сигар перед концертом, чтобы не травмировать свой голос, но ситуация изменилась после посещения за кулисами концерта Билли Джоэла. «Он курил сигару за кулисами. Я сказал: «О, это нормально». Это выполнимо. Его голос не отстой».
Хэтфилд любит часто курить сигары. «Я понимаю, есть некоторые правила, которые имеют смысл: не курите на заправке, когда садитесь в самолет», — говорит он. «Но что такого особенного в других местах?» Он превратил ненужную прихожую в своем доме в Колорадо в сигарный лаунж, которым пользуется популярностью. Он также превратил свободную спальню в музыкальную комнату. У Хэтфилда есть группа из восьми-десяти приятелей любителей сигар, которые приходят к нему домой каждый четверг на сеанс курения, и на тестовом прокуре новых сигар он раздал этой группе самые первые образцы. Поскольку он и его друзья сочли тестовый дым слишком сильным и насыщенным, он попросил Дрю смягчить бленд. Конечный продукт имеет более мягкую консистенцию, ароматный, но не слишком острый и не подавляющий вкус.
Хэтфилд осведомлен о нынешнем всплеске сигарного брендинга знаменитостей, который иногда имеет слабую связь с предлагаемыми продуктами: «Для меня важно сказать потребителю, что мы не просто выставляем свое имя на дерьме».
В штаб-квартире Metallica в Сан-Рафаэле, примерно в часе езды от Сан-Франциско, рядом с кухней на первом этаже стоит небольшой диван с деревянным столом, на нем небольшой хьюмидор, несколько каттеров и зажигалок. В углу стоит автомат для игры в пинбол, стены покрыты пластинками, концертными афишами и эклектичными произведениями искусства. Группа приобрела это помещение, старую студию звукозаписи, около 20 лет назад, и сегодня оно служит офисом, студией звукозаписи и лаунжем для курения сигар.
В апреле Хэтфилд и Metallica снова отправились в тур по 12 странам в поддержку нового альбома 72 Seasons. Репетиции проекта начались во время Covid через Zoom. Релиз состоялся позже, чем планировалось, и всему виной желание предоставить фанатам возможность прослушивания демо-версии альбома на виниле и связанные с этим логистические проблемы. Так что даже герой хэви-метала не застрахован от задержек в цепочке поставок.
Фанаты Metallica любят виниловые релизы и группа это делает. «Наши альбомы мы выпускаем с толстыми и широкими канавками; это всегда двойной альбом, поэтому он звучит как можно лучше. Многие наши фанаты помешаны на виниле. Особенно в Европе. Так что нет смысла выпускать альбом, пока винил не готов», — говорит он. «Вы печатаете миллион экземпляров, а они могут печатать только определенное количество в день».
Гастрольный график группы не такой агрессивный, как в предыдущие времена. «Когда мы становимся старше, нам бы хотелось продолжать играть во всех местах, где мы были раньше, но почти невозможно поддерживать тот темп, который у нас был, скажем, в 90-х», — говорит он. «Мы очень самокритичны, строги к себе и придерживаемся очень высоких стандартов. Таким образом, мы заботимся обо всех аспектах, чтобы донести лучшее визуальное и звуковое шоу до людей, которые наслаждаются нашей музыкой и продолжают приходить к нам вживую. Живое выступление – это то место, где мы видим и чувствуем наибольшую связь с нашей аудиторией. Поэтому мы уважаем и заботимся о живых выступлениях так же, как и о написании песен».
Сам Хэтфилд, похоже, нашел в поклонниках еще одну семью, с которой у него сложились родственные связи за прошедший 41 год. «Есть люди, которые посетили более 200 концертов», — говорит он, сделав еще одну затяжку сигарой. «Приятно видеть знакомые лица. Это действительно заставляет нас чувствовать себя как дома где угодно. Они преданы своему делу — у них есть семья. И это приятно».
КУРИМ СИГАРЫ И СЛУШАЕМ НЕИСТОВЫЙ ДРАЙВ МЕТАЛЛИКИ!
Источник: статья в журнале CIGAR AFICIONADO (2023)
Спасибо за до конца дочитанную статью!
Ставьте лайки и Вам вернется в карму!
Тем кто интересуется свежими новостями магазина мистера Митгаарда - ВЕЛКОМ в телеграм-канал!