Оценку целесообразности создания Северо-Сибирской магистрали планируется завершить к 2025 году
Кабмин утвердил план реализации стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года с рядом крупных проектов развития железнодорожной инфраструктуры, но наиболее масштабные из них отнесены на отдаленную перспективу. Об этом сообщает «Коммерсантъ».
История вопроса:
Ранее предполагалось строительство участка «Нижневартовск – Белый Яр – Усть-Илимск» в целях обслуживания промышленной зоны Нижнего Приангарья и в качестве альтернативного маршрута для части участков БАМа и Транссиба. Стоимость трассы протяженностью 1,9 тыс. км оценивалась в ₽218 млрд. Помощник Президента Игорь Левитин в начале октября сообщал, что назначение Севсиба в том, чтобы связать Восточный полигон с Севморпутем.
В утвержденном правительством плане указаны два варианта – неясно, взаимоисключающие или взаимодополняющие друг друга: «Нижневартовск – Белый Яр» и «Таштагол – Урумчи» (КНР).
Второй маршрут, судя по конечным точкам, – это дорога через небольшой отрезок российско-китайской границы между Казахстаном и Монголией. Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Строительство там осложняется сложным ландшафтом, требующим прокладки тоннелей или возведения эстакад, а также необходимостью пересечения природного парка Укок, занимающего весь участок между границами.
Для реализации проекта железной дороги «Кызыл-Курагино» протяженностью 410 км и стоимостью ₽192,4 млрд, которая должна была присоединить к железнодорожной сети Элегестское угольное месторождение, с ТЭПК «Кызыл-Курагино» Руслана Байсарова уже было заключено концессионное соглашение сроком на 30 лет (с октября 2018 по декабрь 2048 года), однако в 2021 году оно было приостановлено на пять лет.
Ветка «Кызыл-Курагино» видится как часть двух указанных в плане трансмонгольских коридоров в Китай – северного («Кызыл-Курагино» до границы с Монголией, затем через Монголию до погранперехода «Эрлянь – Замын-Ууд» с Китаем и далее до Пекина и Тяньцзиня) и западного (с выходом из Монголии в Китай в районе Хами с конечной точкой в Урумчи).
Севсиб может разгрузить Западно-Сибирскую и Красноярскую железные дороги и создать дублер загруженному участку от Мариинска до Тайшета, утверждает президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
В сочетании с Северным широтным ходом (СШХ) он обеспечивает выход на Севморпуть, что позволит разгрузить и Центральный транспортный узел.
Напомним, ранее Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о строительстве Северо-Сибирской железнодорожной магистрали, которая соединит Ханты-Мансийский автономный округ с Байкало-Амурской магистралью. LR