Созданная инженерами система цифрового мониторинга позволяет услышать самые ранние звуки коррозии различных сетей. Молодой ученый Мария Кутень сравнивает аварию на трубопроводе с болезнью человека: если за магистралями не следить, не проводить профилактику, материал быстро изнашивается, могут возникнуть ЧП.
Так, в Новосибирске из-за прорыва на теплосетях провалился асфальт, а вместе с ним ─ два дорогих автомобиля. Как предупреждать такие аварии, знают новосибирские инженеры. Они разработали систему мониторинга, которая, как УЗИ, заметит то, что не видит глаз человека внутри трубопровода.
«Слушаем хрипы металла под нагрузкой в ультразвуковом диапазоне, как врачи, и диагностируем», ─ рассказывает руководитель научно-исследовательской лаборатории Сибирского государственного университета путей сообщения Алексей Бобров.
Система мониторинга ─ это десятки специальных датчиков, километры проводов и приемник сигналов в виде приставки. Она улавливает шум дождя, ветра, гул автомобилей, звуки различных разрушений металла. Коррозии при поломке издают определенные звуки. Ученые собрали их в единую базу данных, которая поможет вовремя распознавать изменения на коммуникациях, чтобы предупреждать поломки.
В датчик встроен магнит, его можно прикрепить на любой участок трубопровода. Устройство по специальному проводу передает сигнал в центр мониторинга. Компьютер фиксирует шумы в режиме онлайн, операторы расшифровывают и анализируют информацию, данные передают инженерам. Так владельцы тепло-, газо-, нефте- и водопроводов могут предупредить крупные аварии на магистралях. Система мониторинга должна работать постоянно.
«С точки зрения экономики, экологии и безопасной эксплуатации трубопроводов важно обнаруживать опасные участки трубы заблаговременно, то есть предупреждать отказы, что является возможным при непрерывном цифровом контроле», ─ пояснила руководитель научно-исследовательской группы лаборатории «Физические методы контроля качества» Мария Кутень.
Система мониторинга запатентована, прошла десятки тестов. Проверяли на самых опасных участках магистралей, все повреждения были зафиксированы, аварии предупреждены. Новосибирские инженеры теперь могут контролировать трубопроводы из различных металлов. В будущем планируют исследовать и шум, которые издает при коррозии пластик. Это даст возможность контролировать все магистрали в нашей стране, избегать крупных утечек, опасных для человека и природы.