Сегодня у меня речь пойдет о очень близких и дорогих для меня людях- это мои абий (бабушка) и бабай (дедушка) по материнской линии, которые отдали всю свою любовь и преданность не только своим детям, но и нам внукам.
И так знакомимся: Пелагея Петровна 1902 года , крашен, рождена в многодетной семье Петра и Марфы Айтугановых, проживавших в Нагайбакском районе, относились к числу зажиточных семей, которая стояла крепко на ногах, была обеспечена, занимались животноводством и пчеловодством. Не один десяток крупно-рогатового скота, лошади, большая пасека, много различной птицы, а также были свои работники ( как помню говорила абий «Батраки»).
По известным всем причинам, после революции многие семьи были раскулачены и выселены за приделы места проживания. Так вот предвидя данную ситуацию Петр Сергеевич не долго раздумывая, собрав всех детей, глубокой ночью на повозках лошадей прихватив домашнюю утварь двинулся своим ходом в сторону города Троицк.
На тот момент старшая дочь Пелагея уже успевшая овдоветь то же перебралась в Троицк с родителями .
Пелагею выдали замуж очень рано, едва ей стукнуло 16 лет. Высокая, статная, чернобровая красавица с длинной косой из богатой семьи была выдана замуж за двоюродного брата ( что бы сохранить нажитое годами богатство родители решили объединить их узами брака, чтобы добро не ушло на сторону). Молодой супруг, красавец- лихой казак на белом коне ( так часто описывал его наш бабай, наверное были нотки ревности к человеку, которого уже дано не было в живых) был призван на гражданскую войну, где и в скоре погиб, не успев даже оставить наследника.
Ситдик Ситдикович ( по некоторым документам Ильясович) 1903 года рождения перебрался с далекой Башкирии, с глухого села в Мишкинском районе в город Троицк- наверное в поисках счастья и благополучия. Устроился работать на железную дорогу путейцем. Работа не из легких, но молодому парню привыкшему работать с детства все было по плечу. Рано остался без матери, отец в скоре женился и появились на свет еще младшая сестренка и братишка. Так, что мачеха не особо баловала, все испытал в своей жизни.
Вот и повстречались здесь в Троицке два одиноких сердца, создали свою семью и нарожали детей, которым отдали всю свою любовь и доброту.
Вырастили они трех сыновей и двух дочерей. Была и третья дочь, но так уж случилось в 1941 , когда Ситдика забрали на войну Пелагея тут вскоре родила шестого ребенка- девочку Гульнарочку.
Война, холод, голод на руках шестеро детей- старшему едва исполнилось 10 лет , остальным 8,6,4,2 и грудной ребенок. Обменяла всю утварь на базаре, что бы купить кусок хлеба или немного муки. Продала последние ложки из дому- но выхода нет. Как жить дальше? Да и вообщем все вокруг жили в нужде, скорее выживали. Пелагея привыкшая к хорошей жизни и к достатку была в отчаянии. А здесь еще государство призывает ни смотря ни на какие отговорки, не важно, что у тебя на руках мал- мала меньше: «Должна выйти на работу, отдать долг Родине в борьбе с фашизмом!!!». Конечно, чем могла помогла городская власть, чтобы вышла работать и не умерли с голоду дети было принято решение двух младших устроить в детский дом. Детский дом находился недалеко от города в километрах 10-15 в селе Морозкино. И вот однажды утром, взяв младшего сына за руки, а ему годков то всего 2,5 и младшенькую Гульнарочку на руки пешком направилась Пелагея в сторону села Морозкино. Много дум передумала в мыслях, пока добралась. Встретила ее лет 30-ти молодая, ухоженная женщина. Оказалось главный врач данного учреждения. Очень общительная, добродушная- проверила все документы на детей, осмотрела с медицинской точки зрения ребятишек. И тихой настойчивой речью начала убеждать Пелагею, отказаться от младшенькой, ссылаясь, что не известно сколько протянется война, а ей одной их не вытянуть…Обещая, что Гульнару заберет именно в свою семью, что у нее нет детей и уже никогда не будет. Девочке даст все, и сытую жизнь, и любовь, и когда вырастит обязательно хорошее образование.
Не известно нам никому, чем закончились эти уговоры. Об этом знала только Пелагея.
Однако, когда Ситдик вернулся раненный с войны в 43 году. Сразу на следующий день взяв всех детей и Пелагею они пешком с раннего утра направились в сторону детского дома.
Из воспоминаний моей мамы, вот из двери выходит младший братишка, шустрый, вертится от радости, как юла- но почему то один, без младшей сестренки. Из разговора персонала понимаем, что Гульнара была слабенькой и когда заболела, то ее спасти не удалось. А главврач давно уже другая, та уехала к себе на родину.
И мама рассказывает: «Идем пешком обратно домой, веселый скачет впереди братишка, за ним остальные дети и только родители грустные, каждый думает свою думку. Отец с костылями ( ранение, которое сопровождало его всю жизнь. Осколок, который попал ему в щиколотку почему-то тогда не удалили, наверное было не возможно. И данная рана сочилась у него до последних его дней жизни. Напоминая о тех тяжелых днях.). Отец наверное шел с мыслью, что не уберег младшую красавицу, а мать даже не могу представить эту мысль, неужто она тогда сдалась и подписала бумаги на отказную?…»
Иногда у меня самой в голове вертелась эта мысль, потому что бабушка до конца своих дней говорила, что верит, что ее Гульнарочка может живет где-то рядом.
Я даже обращалась в 2000-х годах в архив Челябинской области и писала эту историю на сайте «Жди Меня». Конечно я не довела дело до конца, наверное было надо. Ответ с архива мне пришел, обратится в местный ЗАГС. Что даже во время войны, учет велся- тем более в детском учреждении . Если была смерть, ее обязательно зафиксировали, а если что иное, то на это тоже должны быть соответствующие документы.
В 45 -ом окончилась война, дедушка хоть и с одной здоровой ногой, без костылей никуда, а все-таки пошел работать. Семья большая , детей надо подымать на ноги, давать образование. Бабушка все хлопотала по дому, следила за порядком, постирать, накормить было ее обязанностью. Как дедушка вернулся с войны она сразу же ушла с работы.
Так потихоньку начали возвращаться к мирной жизни, несколько лет спустя после войны начали строить свой дом в центре города. Дедушка был умелым мужчиной , все в его руках кипело: хоть стол деревянный, хоть табурет- все своими руками.
Дом у них находился в глубине двора, небольшой по нынешним меркам, зал
( где стояли две железные кровати, в центре у окна стол накрытый красивой скатертью, несколько стульев и шифоньер), маленькая спаленка. ( которую я помню, как комнату младшего их сына- неприкосновенная, нам внукам вход в эту комнату был запрещен) и кухня ( это место сбора всей семьи- огромный деревянный стол, лавка вдоль стены буквой «Г», небольшой буфет, ближе к входной двери в дом и печь , которая разделяла кухню со спаленкой). Но для нас этот дом был с особым смыслом , здесь нас любили, здесь мы были всегда сыты ( абий очень любила печь пироги). Окна кухни , а их было целых два выходили на сад, который бабай собственно ручно когда-то посадил. По тем 60-ти десятым годам сад состоял из пяти яблонь, а на Урале в основном были ранетки, три огромных дерева черной черемухи и шесть кустов смородины черной. У абия всегда были заготовки на чердаке дома из нарезанных ранеток и черемухи, которые она искусно применяла в выпечке.
Вот так до самой школы мы постоянно находились на их попечительстве- это я самая старшая из внуков, моя двоюродная сестра ( младше меня на 3 месяца, инвалид с детства) и двоюродный брат младше нас на год. Из нас троих только я ходила в садик, и то меня отдали, когда мне исполнилось уже три года, а все остальные с рождения на их попечительстве, т.к. раньше в декретном отпуске наши мамы были только по одному месяцу. Воспитав своих детей абий с бабаем воспитывали и всех нас внуков.
Помню бабай с пенсии всегда мне давал один рубль, что бы я пошла с сестренкой и братишкой в магазин за конфетами. По тем временам один рубль был очень дорогой , если дедушка, как инвалид ВОВ получал пенсию в 32 рубля в месяц, а бабушка была у нас без пенсии- у нее не было стажа для таких привилегий от государства. Так вот на этот рубль мы покупали самые дорогие по тем временам шоколадные конфеты «Белочка» ровно 6 штук на троих.
Напротив нашего двора находилась городская прокуратура, несмотря на такое значимое заведение почему то во дворе там жили мальчишки хулиганы, как для нас тогда Казалось.
И вот в наш очередной поход за конфетами они у нас наше лакомство отобрали… Помню со слезами на глазах пришли к дедушке и в захлеб начали объяснять ситуацию. Он недолго думаю на костылях пошел ругать мальчишек- хулиганов. Конечно наши конфеты те вмиг уже слопали, а дедушка просто строго с ними поговорил. Но в текущем месяце мы все-таки остались без лакомства ( не смогли за себя постоять, не на кого и пенять).
В середине 60-х у одного из старших сыновей в семье появились мальчишки-двойняшки и вот, что бы помочь снохе справляться с детьми было решено , наш бабай на постоянной основе переехал к ним в дом. Пока мальчишки не подросли до школьного возраста бабай жил там, помогал еще и по хозяйству.
В 70- годы весь квартал , где находился дом снесли, построили огромный Аграрный техникум, а нашим бабушке с дедушкой дали благоустроенную двухкомнатную квартиру.
Если посчитать то в те годы, когда они переехали им было чуть больше, чем сейчас мне ( лет 67-68 наверно) , но как вы поняли из моего рассказа эти люди были оба рождены, что бы дарить добро, любовь и помощь своим детям. Так однажды они забрали к себе уже в этом возрасте на воспитание младшего сына одной из дочерей. ( мальчишка пошел в первый класс, но мать на тот момент не могла уделить должного внимания ребенку).
Вырастили его, как можно сказать могли. Согласитесь со мной разница в возрасте более 60 лет. Конечно они не могли его модно одеть, но для них в то время было главным, что бы ребенок был сыт, не шатался по подворотням и не попал в плохую компанию. Так и прожил с ними внук до самой армии.
Самая младшая их внучка родилась у младшего сына, когда им было уже по 75 лет. Я просто не могу понять, ведь мне скоро исполнится 65 лет, а им тогда уже шел восьмой десяток лет: «Откуда у них столько энергии, сил и возможностей???». Когда этой внучке исполнилось пять месяцев, сноха вышла на работу , а девочкой занимались опять наши бабушка с дедушкой. И не просто занимались, а до самой школы она жила у них, забирали ее только на выходные, в садик ее не отдали . Почему? Не знаю… Просто было так решено.
На данном фото всей семьей отмечаем 50- ти летний юбилей, рождения семьи Садретдиновых.
Все три сына со своими половинками, дочь с зятем, младшая сестра нашей бабушки и МЫ ВНУКИ… а на руках у бабушки самая младшенькая внучка. Вот такую малюсенькую они выходили до самой школы.
Поколение, которое прошло гражданскую, переселение в связи с раскулачиванием, великую отечественную войну- сохранило в своих сердцах ЛЮБОВЬ , вырастили пятерых детей и девять внуков. Я просто восхищаюсь ВАМИ, люблю и помню…