Ниже приводится перевод текста докторки Джаччи Стойл (Jacci Stoyle), представительницы межпартийной группы по борьбе с коммерческой секс-эксплуатацией в Шотландии.
Много лет назад я посетила самую странную художественную выставку, которую когда-либо видела. Это была маленькая черная книга, окутанная черной занавеской в крошечном пространстве, и чтобы ее посмотреть, нужно было быть старше 18 лет. На каждой странице были комментарии мужчин о проституированных женщинах, которым они платили за «секс-услуги». Их слова были по-настоящему пугающими. Если вам интересно, где могут быть допустимы подобные комментарии, вы, вероятно, не знаете о существовании сайтов «клиентов». Это обзорные сайты, которые покупатели «секс-услуг» используют, чтобы помочь другим определиться с выбором проституированных женщин, будто это просто очередной выбор чайника.
Реальность проституции далека от утешительных фантазий, изображаемых в кино и на телевидении
В августе, месяце фестивалей в Эдинбурге, шотландский парламент обычно проводит Фестиваль политики, где общественность может пообщаться с межпартийными группами, ответственными за какую-то сферу.
В прошлом году Межпартийная группа по борьбе с коммерческой секс-эксплуатацией приняла в нем участие и решила показать скрытые голоса принуждения к оказанию «секс-услуг». Это те голоса, которые нам редко удается услышать. Выжившие из числа проституированных людей чаще пишут о своем ужасающем опыте в книгах и статьях, которые никогда не попадают в СМИ. Из-за этого преступники выходят на свободу и разгуливают среди нас.
Проституция имеет несколько обличий
С одной стороны, на ум могут прийти Билли Пайпер и Джулия Робертс в культовых фильмах «Секретный дневник девушки по вызову» и «Красотка». Это обличие очаровательно и успокаивающе для всех нас. Однако оно искажает устрашающую реальность, в которой живут проституированные женщины, превращая ее во вдохновляющие сказки и мифы.
Таким образом, появляется видимость того, что «это просто обычный труд», что удобно превращает проституцию в безобидную «секс-работу». На это также влияет интернет и его стремление к широкомасштабной проституции, а также покупатели «секс-услуг», практически набрасывающиеся на молодых женщин, находящихся в эксплуатации. Это слишком страшно, чтобы быть правдой, поэтому мы просто отворачиваемся и говорим, что этого не может быть.
Нужно также признать, что сутенерское лобби очень, очень хорошо разбирается в том, что они делают. При этом единичные голоса выживших не идут ни в какое сравнение с глобальной торговлей человеческими страданиями стоимостью 186 млрд долларов.
Неослабевающий спрос, груминг, секс-траффикинг, сутенерство и воздействие на наиболее уязвимых скрываются за более «приемлемыми» причинами вовлечения в коммерческую секс-эксплуатацию. Бедность, долги, бездомность, злоупотребление психоактивными веществами, детские травмы – всё это, по словам многих людей, является причиной проституции. Действительно? Разве эти вещи являются причиной проституции, а не уязвимости и отчаяние? Для продажи «секс-услуг», как и для танго, нужны двое.
Кто за это платит
Теперь мы подходим к самому скрытому лицу из всех – покупателю, который всегда спрятан у всех на виду. Он безликое лицо проституции.
Он ваш муж, любовник, отец, брат, сын, дедушка и внук. Он ваш коллега по работе, ваш друг, посещающий церковь, политик, продавец в магазине – это любой мужчина. Конечно, таковыми являются не все мужчины. Но важно понять, что будет крайне сложно узнать покупателя «секс-услуг», даже если он будет вашим мужем.
Около 11% мужчин в Великобритании платят за «секс-услуги», но это число растет и в других странах, особенно в тех, где проституция декриминализирована.
Если вы думаете, что это неправда или что мужчины не осознают, какой вред они причиняют, для вас стали бы откровением темы, раскрытые во время театрализованного представления, проведенного на Фестивале политики. Там прозвучали голоса как пострадавших от коммерческой секс-эксплуатации, так и покупателей, которые решили их эксплуатировать. Это было откровение – правдивое высказывание прямо в сердце шотландского парламента.
Снова и снова участники представления показывали свое истинное лицо. Реальность того, что женщины, «услуги» которых купили некоторые из участников, подвергались секс-траффикингу, испытывали боль, были в обморочном состоянии или находились в состоянии диссоциации (отрыве от реальности из-за тяжелой травмы), вызывала у покупателей сильное недовольство.
Например, один из них сказал: «Когда я попросил ее проявить инициативу, она сказала: "Мои ноги раздвинуты, разве этого недостаточно?”». Он также добавил «Одна была маленькой худой блондинкой, накачанной наркотиками… груди вообще нет, а вторая – тоже худая, высокая брюнетка “под кайфом” …обе отвратительные и отстраненные».
В обоих случаях покупатель всё равно использовал их. Женщины были дегуманизированы и превращены в вещь, которую можно использовать и выбросить.
В Швеции в 1999 году вступил в силу Закон о покупке «секс-услуг» (Sex Purchase Act) – часто называемый скандинавской моделью – покупка «секс-услуг» стала уголовным преступлением. С тех пор многое изменилось, и сейчас только 0,29% мужчин в Швеции платят за «секс-услуги».
Существует еще один распространенный миф о том, что «услуги» проституированных людей покупают в основном одинокие мужчины. На самом деле, это чаще делают мужчины, состоящие в отношениях. В Швеции страх быть разоблаченным привел к снижению числа случаев коммерческой секс-эксплуатации, даже несмотря на то, что наказанием является лишь штраф, соизмеримый с зарплатой.
Мы должны спросить себя как общество: уместна ли эта крайняя форма насилия в 21 веке? Если вы считаете, что ответом будет решительное «нет», важно действовать сейчас и принимать новые прогрессивные законы.
Перевод: Лесина Мария для Фонда «Безопасный дом».