Найти тему
другое кино

Сказочный блокбастер в современном стиле «По щучьему велению»

Сюжет про Емелю, который выловил из проруби волшебную щуку, давно вошел в наш культурный код. Народную сказку в свое время литературно адаптировали и Владимир Даль, и Иван Бунин, и Алексей Толстой. Экранных воплощений у этой истории тоже немало. И вот в прокат выходит новое – с обилием спецэффектов и колоритными актерами.

А еще у него много общего с другими фольклорными сюжетами – щука здесь превращается в красную девицу Василису («Царевна-лягушка»), из воды то и дело грозит перепонками Водяной царь («Варвара-краса, длинная коса»), а самому Емельяну капризная царская дочь, не желающая выходить замуж, придумывает заковыристые задания («Сказ про Федота-стрельца»).

Игра честная: существует несколько десятков вариантов истории про Емелю-дурачка. От жестких, вроде того, где его замуровывают в бочке и бросают в море (тоже знакомо, правда?), до более мягких, где он, скажем, на самоходной печке давит крестьян. В фильме Александра Войтинского таких ужасов нет, хотя маленькие зрители все равно замирают перед экраном: например, когда герой оказывается у чудесного знака «Конец русских (з)емель» или отправляется на тот свет за благословением будущей тещи (Агриппина Стеклова).

-2

Круг персонажей заметно разросся, да и мотивация их поменялась. Например, Емеля (Никита Кологривый, которому удалось органично сменить полюс своего обаяния с отрицательного на положительный) предстает не ленивым увальнем, а наивным мечтателем с большим сердцем. И недюжинной смелостью – Щуку он спасает от разбойников, не щадя жизни своей, а ради любви и вовсе готов на любые подвиги.

Инфантильность героя оказывается маской, скрывающей неуверенность в себе и в своих силах. Для того чтобы обрести себя, ему нужен толчок извне. Как и для того, чтобы осознать собственный эгоизм, пусть и невольный.

Любопытно и то, что когда Емеля идет туда, куда не ступала нога человека, в себя он верит больше, чем в магию. Хотя, конечно, без надежды на авось не обходится. Характерная привычка приводит к чуду: оказывается, что дуракам действительно везет. При условии, что у них большое и доброе сердце. А чувства Емельян выражает очень открыто, раз за разом доказывая, что простодушие – не порок.

-3

Василиса (Мила Ершова) предстает не только Щукой, но и «трудным подростком» (отсылок к современности в картине вообще предостаточно), хотя внимание на себя бойким характером не перетягивает. Царская дочь Анфиса (Алина Алексеева, в которой есть что-то от Марфуши Инны Чуриковой) пребывает в плену тщеславия и жадности – выйти замуж она хочет за кичливого английского лорда (кривляющийся Юрий Колокольников), а от «русского мужика» воротит нос, не веря, что тот хочет жениться на ней по любви, а не по расчету. К финалу Анфиса меняет пышные яркие платья с сердечками и вышитыми зверюшками на черный кожаный корсет – вот вам и сказочная принцесса!

Царь здесь – крепкий хозяйственник (Роман Мадянов), который не выпускает из рук рабочий инструмент, а Кощей (Федор Лавров) – властитель царства мертвых наподобие Аидова: чтобы попасть туда, откуда не возвращаются, героям приходится переплыть местный аналог Стикса.

Локации, кстати, не настолько масштабные, как можно было вообразить: с котом Баюном (хищного вида манул с голосом Сергея Бурунова) Емеля встречается на заколдованной опушке, скатерть-самобранку добывает в Каменном городе, который больше напоминает небольшое скалистое плато. Даже сцена с танцами в царских палатах изрезана монтажом: слишком быстро и резко камера выхватывает лица, руки и ноги. Действительно размашисто выглядят только бескрайние зеленые поля, в которые не терпится перенестись: то ли жизнь в мегаполисе так действует, то ли память предков дает о себе знать, но, глядя на мягкую высокую траву, связь с природой хочется восстановить немедленно.

-4

У фильма Александра Войтинского нет крепкого музыкального стержня, как у «Бременских музыкантов» или «Летучего корабля», но запоминающихся мелодий тут тоже хватает – от балалаечного марша Мендельсона до бойких народных песен. Культурно-технологическая гонка продолжается и сюжетно: жеманство против деловитости, механический орган против баяна-самоиграна, гигантская овощерезка на дешевой рабсиле против скатерти-самобранки… Славянофильство в каждом кадре, хотя в закромах и отыскивается компромисс в виде сказочного скайпа.

Актуальных пересечений тоже хватает: одни нужны, чтобы порадовать детей (как и выпуклые звуковые эффекты), другие веселят исключительно взрослых. «По щучьему велению» – однозначно удачная попытка создателей говорить со зрителем современным языком, в котором хватает англицизмов и тарабарщины, бизнес-терминов и мемных отсылок.

Добавьте сюда складный сюжет, ярких героев (за некоторыми хотелось бы понаблюдать подольше) и уникальные фишки вроде самоходной печи (удовольствие, с которым на ней ездит Кологривый, явно не поддельное) – и получите отличный фильм, который учит мечтать, трезво оценивать последствия собственных поступков и быть честным – как перед собой, так и перед другими. А еще это та самая сказка, в которую действительно хочется попасть. Хотя бы на пару часов.