Ссылка на первую часть воспоминаний
Специфический опыт
Боевые операции проходили по нескольку раз в месяц. Но за три года в Термезской десантно-штурмовой группе погибли только пять человек, включая двух убитых в первом бою.
– В армейских частях я не служил и не знаю, как они воевали. Но после Афгана общался с одним командиром десантно-штурмового батальона. У нас, пограничников, и у них – одна и та же задача. Но тактика действий и потери отличаются существенно. Потери армейцев были значительными. Они действовали согласно разработанным инструкциям, а мы – партизанскими методами, многие приемы перенимали, в том числе, и у противника.
– Наш опыт специфический, но это помогало нам уберечься от потерь, – убежден офицер. Однако из-за специфических приемов десантникам часто приходилось спорить с летчиками. Сысоев настаивал, что нужно высаживаться буквально «на голову» бандитам. Летчики против этого протестовали: если вертолет встретит вооруженный противник, то может подстрелить его в упор. Но обычно надвигающаяся винтокрылая громада
поднимает такой страшный рев, что противник предпочитает спрятаться и вылезает из укрытия потом, когда все утихнет. К этому моменту высадка уже произведена – на это отведено всего 11 секунд, и летчик взлетает.
А кто не успел – будет прыгать с 12-метровой высоты. Именно таким способом – «высадкой на голову» – взяли крупнейшую базу, которая обеспечивала все бандформирования Северного Афганистана оружием, боеприпасами, медикаментами. Несмотря на сильную оборону, ее удалось захватить силами всего 140 пограничников.
Без шелухи
– На той войне я пришел к выводу, что все подвиги, мужество, героизм – это или месть за близких, или борьба за жизнь, – считает Сергей Анатольевич. – Человек в безвыходном положении может хоть что совершить. Или просто мстили за убитых друзей. Тогда это становится личной войной…
Ветеран-пограничник убежден, что в Афганистане присутствие советских войск было необходимо, так как нужно было противодействовать мусульманскому радикализму:
– Еще в 1987 году в Таджикистане мы брали караваны: оружие, боеприпасы, экстремистскую литературу. Потом видели этих радикалов в Афганистане, на Кавказе, сейчас в Сирии воюют. Если бы не вошли в Афган, к нам бы все это пришло гораздо раньше…
Сегодня Сергей Сысоев гордится успехами младшего сына-студента, выращивает сад и подумывает о мемуарах. А вот фильмы об афганской войне не смотрит никогда. Говорит, что более-менее правдоподобный видел только один: «Охотники за караванами». Остальное, по его мнению, «полная туфта», потому что режиссеры и сценаристы работают без консультантов и даже не заботятся о правдоподобии.
– На войне было проще, – признается Сысоев. – Не было всей этой шелухи, каждого каждого человека видно, как на ладони…