Краткая история деревни Эметтево.
Прежде чем начать повествование истории деревни Эмметево, прочитаем «Писцовую книгу Свияжского уезда 1565-1567 годов». В этой книге есть упоминание некоторых деревень нашего края, кто там жил, сословия общества, сколько платили налога (ясак).
Прочитав данную книгу, понимаешь, что деревень было совсем мало, тем более дворов и людей. В большинстве своём жили чуваши, реже мордва и русские, а служилых людей называли «татарами». Всех стоявших на государственной службе, называли «тута ар» или «сытый человек». Скорее всего, они не голодали, хотя и были голодные годы, это я к слову. В нынешних чувашских местностях жили мордва, эрзя, мокша, шокша и русские полоняники или чуваши начали жить в мордовских деревнях? И мордовских деревень средь чувашских хватало.
В Юго-Западный части современной Чувашской Республики (территория Яльчикского, Батыревского, Комсомольского и Шемуршинского районов) с глубины веков жили разные народы и племена: эрзя, мокша, шокша, мордва, сувары, булгары.
После нашествия монгольских орд 1236-1237 годах (точнее разно племенных кочевников во главе монгольских ханов) уклад живших в данной местности народов полностью изменился. Народы начали движение на север (сувары, булгары, отчасти мари), на запад — мордва, эрзя, мокша, шокша). Но всё-таки в бассейнах рек Бирли, Кубни, Булы, Карлы оставалось достаточно населения, которые продолжали заниматься земледелием, бортничеством, охотой и рыболовством. В те времена данные реки были достаточно полноводны в виду достаточно суровых и многоснежных зим.
Начиная с середины 14 века, связи с ослаблением Улуг Улуса или Белой орды, или же Золотой орды (по-современному), в данных местах появились множество разбойников. Начались междоусобные войны монгольских ханов, местное население призывалось в воинскую провинность, изымалось продовольствие и конечно же народы сильно обнищали.
1361 году орды Тимур Булата уничтожили множество городов и селений Поволжья. И в конце 14 века (1393-1395 гг.) полчища Великого Хромого (Аксак Тимура) полностью разгромили Волжскую Булгарию, гоняясь за чингизидом Тохтамыш ханом, южная часть Булгарии была полностью уничтожена, 70-90% населения вырезано, оставшиеся спасались бегством в труднопроходимые леса на севере и на западе. Населения в данных местностях почти не осталось. Следует сказать, в то же время на Булгарию усилились набеги русских князей.
Как показывают многочисленные исследования, с конца 14 века надгробные могильные плиты (камни) отсутствуют, что свидетельствует об отсутствии населения. С 1350 годов, считай, в южных районах Чувашии население практически отсутствовало. Начиная с 1400 годов разбойничали крымские, ногайские и астраханские ушкуйники, хотя и в малом количестве, но всё же местное население, помня великие разорения Тамерлана, не решалось возвращаться в свои былые оседлые места.
Можно подытожить: современные Ульяновская, Самарская области, юго-западная часть Татарстана и южная часть Чувашии превратилось в одно большое «дикое поле», где практически не было населения.
А вот летописи А.М. Курбского, при походе на Казань через южные районы современной Чувашии: «С войском 8 дней шли полями дикими и дубравами, негде же и лесами, а сел с живущими зело (очень) мало: понеже у них села при великих крепостях ставлены и незримы, ещё и близкоходящим».
Эти редкие селения появились после образования Казанского ханства в 1450-1520 годах. Население, расположенное севернее данных районов, всё ещё побаивалось возвращаться в свои прежние оседлые места, хотя и осваивали летние стойбища: засевали рожь, заготавливали сено. Данные факты хорошо показаны в «Писцовой книге Свияжского уезда 1565-1567 годов». После присоединения Крымского ханства к Российскому государству заметно уменьшилось количество разбойников. Но начиная с 1630 года началось вторжение калмыкских племен в Южное Поволжье и опять-таки начались грабежи оседлого населения. Как таковых границ не существовало в те времена. Чтобы 5 уберечься от них и других кочевников, русское государство начало строить «засечную черту».
Архивные документы начала 17 века показывают: «Чувашские крестьяне занимают земли в степи на «диком поле» за засекаю за Тюрминскими воротами по малой реке Буле», за засекою за Турминскими воротами по речке Хундурле (приток реки Кубня, протекает по территории Комсомольского района). Очевидно, принимая географическое месторасположение, «засечные ворота» находились в селе Турминском, что на реке Кубня.
После постройки «засечных черт» началось медленное переселение в южные районы оседлого населения, а также начали образовываться русские селения на берегах рек Кубня, Бирля, Карла, Свияга. Почему же так происходило? Сказывалось перенаселенность и нехватка земель в Северных районах Чувашии. Приходилось осваивать новые земли путем вырубки леса, что требовало много времени и сил. В то же время в Южных районах еще остались степи, свободные от лесов и их легче было перерабатывать. Переселяясь в южные районы, население оставляло прежнее название деревни, а бывало и так, что жители возвращались на прежнее место жительства.
Читая книгу «Писцовая книга Свияжского уезда 1565-1567 годов» мы узнаем, какие народы жили в данной местности, какие были деревеньки, сколько налога платили Российскому государству. Земли в поймах рек Кубня, Свияга, Бирля, Карла раздавали русскому духовенству, князьям, служилым людям. Например, земли на месте нынешнего села Кушелга, принадлежали князю Андрей Кирееву, который также владел землями в нынешних Козловском и Урмарском районах. Например, служилому чувашу Сюиту раздали земли для сенокоса земли южнее Терпит (Тебердеево). Смотри карту №1.
Вот пару абзацев с «Писцовой книги»: «Учинена межа деревни Киншелеева, что в поместье за Ондреем за Ивановым, сыном Киреева с братьею, а пахался от дикаго полю за речкою Купнею с чувашской землею Кадыша Сабанчеева, да Исчуры с 7 товарищи с их землею, что пашут за рекою Купнею от дикаго поля наездом от реки Купни речкою Варнелею в верх на версту от дикаго поля, направо земля пашенная и перелог и дикое поле Кадыша с товарищи, а пашут наездом из старых юртов из деревни Киншелеева версты на 4-е направо земля чувашская за рекою за Ашесыром Кадыша с товарищи деревни Киншелеева, а налево земля поместная Андрея Киреева с братьею. Учинена межа той же поместной земле деревни Киншелеева за речкой за Купнею Андрея Киреева с братьею с порозжей землею, что пахал Сеит Бурнашев с товарищи от своего юрта Урусова верст семь от речки от Купни от березы лугом по граням по потесам до поля, а по полям по ямам с версту от дикаго поля направо земля поместная Андрея Киреева братьею деревни Киншелеева, а налеве земля, что была мордовская по речке по Субут, а пахали ее наездом чуваша Сеит с товарищи, ныне в поместье за Ондреем же Киреевым с братьею. Учинена межа земле, что взята у чуваш Сеита с товарищи, а ныне в поместье за Андеем Киреевым с братьею с Сеитовой землею к дикаму полю до земли Тебердеева Лебердеева. пашут наездом десять верст от речки от Купни речкою Субутом в верх на версту дикаго поля направе земля поместная Андрея Киреева с братьею, а налеве земля чувашская Сеита с товарищи».
Тут нет упоминания о деревне Эмметево. Упоминается речка Субут, скорее это речка нынешняя Ерыкла или в крайнем варианте река Малая Була. Человек по имени Сюит и основал деревню Белое Озеро. Название деревни не от имеющегося озера, а от Чуваша Сюит, которому были отданы земли в округе для сенокоса и земледелия. Нет упоминаний о деревнях Шаймурзино, Кильдюшево. Есть земли Сеита Бурнашева, который являлся русским по рождению, скорее основал и Буртассы. Также можем понять, что Андрей Киреев имел земли на месте нынешних Шимкуссов, что подтверждают помещичье владения землями в более позднюю эпоху.
В 1550 годах в данных местностях не было деревень, но ранее конечно же они существовали, либо были уничтожены полчищами Тамерлана, либо жители бросали свои жилища в поисках лучшей доли, убегая от разбойников. Скорее это были земли мордовские.
Первое упоминание о селениях в нашей местности относится к 1646-1647 году. Вот эти строки: «Служивый чуваш Б. Бичурин из д. Кармалы (ныне Янтиковский район) владевший здесь поместьем, имел другое поместье в 50 десятин пашни и 100 десятин сенокоса в диком поле за засекою на речке Убыта, возле Анатаева Лесу и речки Ерыкла на вершине». Это по данным перечневых книг письма И. Анчикова земель нерусских помещиков (мурз, служилых татар, и служилых чувашей) Свияжского уезда 1646-1647 и 1651-1652г. Смотри карту № 2. З.
Здесь указывается Анатаев лес или Анат ту вармане. Следует учесть, в деревне Эмметево первая улица также называется Анаткас. Речки Субут (Ерыкла) в нынешних размерах не существовало, это была лесная речка в ложбине. Раз был Анатаев лес, значит существовала и деревня с тем же названием, иначе никто и не знал бы про Анатаев лес. Где же расположены деревни Анаткас в Чувашской республике? Есть они и в Канашском, Урмарском, Цивильском районах и далее. Больше всего в наши места переселялись из территорий ныне Янтиковского и Урмарского районов. Там и следует искать деревни Анаткас. И они относились в первое Муратовскому стану. Есть деревня Анаткас в Урмарском районе, не далее чем в 15 километрах от деревни Старое Муратово. А переселяющиеся относились всегда к старому стану.
Со временем в деревеньку из двух – трех домов переселялись люди из Эльпус (Алдиярово) ныне Янтиковского района. Приблудных тоже было предостаточно. Кто-то остался один (одна) и одному (одной) точно не выжить при тех диких и суровых условиях. Может переселенцы из Анаткас уехали или же они остались в меньшинстве или просто вымерли? Кто уж теперь знает, но название деревни в улице осталось. Название деревни поменялось на «Эльпус». Тогда еще русского названия не существовало.
Деревеньки были небольшими, пару тройку домов, от силы десять. Полуземлянки, окна из бычьего пузыря, небольшие лавки, очаг из камня без дымохода. Нужда была большая. Охотились на лосей, кабанов, диких птиц, благо в округе были одни леса.
Если рассматривать все исследования и документы, то деревня Эмметево зародилась примерно в 1620-1640 годах. Будем придерживаться первой цифры. Чужих в то время побаивались, принимали в свою общину только родственников. Еще надо учитывать, что много народу умирало от болезней и диких зверей, от разбойников. Вначале деревни и деревнями нельзя было 11 назвать, скорее это были летние резиденции для сенокосов и земледелия, которые со временем превращались постоянно обитаемыми. Население росло очень медленно. Вот пример: С 1990 по 2019 год население страны не только выросло, а уменьшилось. А какая медицина!!! Вот поэтому можно признать, что Эмметево образовалась между 1620-1640 годах. Скорее, когда шли войны с монголами во главе Бату ханом и Субудей Бахадуром, тут были селения, иначе не были бы пустоши. Была ведь крепость в Большой Таябе, которая встала на пути монголов, значит в округе были и другие селения, необязательно булгарские, суварские, мордовские. Недаром и речку назвали Субут, не иначе именем Субудей Бахадура.
Но сказ наш про Эмметево. Одно название Эльпус, другое Эмметево. Соседняя деревня Кармал – Шаймурзино, Кушелга — Хавалсырма-Энтри яле. Что же так? Если русского попросить произнести название «Эльпус» то у него выйдет «Элпус» или же «Элпущ». Но в документах таких наименований не имеется, вместе с тем пишут «Емметьева» или «деревня Емметьева» или же Эмметьево. Скорее всего на земли какого-то помещика или князька, мурзы переехали первые жители современной чувашской деревни Эмметево. Вот пару строк из оригинала Отказной грамоты из ЦГА ТАССР, датированная сентябрем 1633 (7142 по византийскому календарю) года: [..] изымав привел в Казани. За ту*2 ево, Емееву, службу по нашему указу и по приговору в Казани боярина и воевод князь Володимера Тимофеевича Долгорукова с товарыщи дано ему, Емею Хозяшеву, измецничье Еналейково поместья и вотчины Еммаметева, а дети ево Еналейковы, Урекейко да Ижбулатко да Битуганко, за многое ж свое воровство ис Казани взяты к нам к Москве и сосланы в Великий Новгород. И во 142-м году Еналейковы дети Енмаметева били челом об отцовском поместье и о вотчине ложно. А в челобитной написали: отца де их поместье и вотчина отдана казанскому тотарину Емею Хозяшеву, и тово де Емея Хозяшева не стало во 142-м году. А то они, Ижбулатко да Битуганко, утаили и в челобитье своем не написали, что-то отца их изменничье поместье и вотчина взята за отца их измену, а Емею Хозяшеву дано за ево, 12 Емееву, службу, что он, Емеи, отца их изменника, изымав, привел в Казань и что он же, Емеи, умер на нашей службе под Смоленским, а после ево, Емея, остались дети — два сына. И по тому их ложному Ижбулаткову да Айтуганкову челобитью то отцовское поместье и вотчина им поворочена. А только бы они, Ижбулатко да Айтуганко, того не утаили и в челобитье своем написали, что-то отца их поместье и вотчина взято за измену отца их, а Емею дано за службу, что отца их Еналейка изымав в ызмене и привел в Казань и что он же, Емей, будучи на нашей службе, умер под Смоленским, а после ево, Емея, остались два сына, и им бы, Ижбулатку да Айтуганку, тогда же бы в том помесье // [л. 37] и в вотчине было отказано.
А что за Емеевыми детьми Хозяшева отца ж их старого поместья — двести*3 чети, и тем поместьем пожаловали есмя их же, Имеевых детей, за службу отца их; а им с того отцовского старого и что дано отцу их изменничье Еналейково поместье и вотчина, как в службу поспеют, наша служба служить и сестр своих кормить и вскормя, с приданым замуж выдать. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б в Казанском уезде*4 казанского тотарина в ызменничье в Еналейково поместье и вотчину Еммаметева*5, что дано было казанскому тотарину Емею Хозяшеву за службу, что он, Емей, изменника Еналейка изымал, привел в Казань, послали кого пригоже. А велели ему взяти с собою тутошних и сторонних людей, сколько человек пригоже, да при тех сторонних людех в том помесье велели переписать дворы и во дворех людей по имяном и пашню паханую и перелог и дикое поле и сено и лес и всякие угодья. А описав де то поместье, а в нем — сто пятьдесят, пять чети, и вотчину велели бы есмя отказать Емеевым детем Хозяшева Урозгильдейку да Чюрючейку. А что за Емеевыми детьми Хозяшева отца ж их старого поместья — двести чети, и тем отца их поместьем велели владеть им же, Розгильдейку да Чюрючейку; а им с того отцовского старого и что дано изменничье Еналейково поместье и вотчина, как в нашу службу поспеют велели б нашу службу служить и сестр своих кормить, а вскормя, сестр выдать*6 замуж с приданым. Да о том отписали и отказные книги тому помесью и вотчине; прислали к 13 нам к Москве. А отписку и отказные книги велели подать в Приказе Казанского дворца боярину нашему князю Борису Михайловичю Лыкову да дьяком нашим Федору Плещееву*7 да Сергею Малыгину.
С этих строк становится более менее понятно, что земли поблизости современной деревеньки Эмметево принадлежали Эммамету и их отобрали и передали другим хозяевам. То ли хозяева новые не переехали на дикое поле, то ли им не выгодно было содержать имение, скорее всего отдали за безценок другим людям. В это же время первое упоминание о деревне Шаймурзино с упоминанием Шигалеевского прясла и Анатаева леса, датируемое 1651-1652 годом. Есть и таблица профессора В.Д.Дмитриева из книги «Чувашия в эпоху феодализма» 1647- 1652 г. В последующих, в более поздних документах, так и пишут «деревня Емметьева», то есть принадлежали «господину Еммамету». Земли этого Эммета или по-чувашски Йемека(Эмек) были в современном Емек варе, что расположены севернее деревни Эмметево примерно на один километр. Вполне возможно, что эти земли простирались еще и дальше на юг до речки Йерех(Ерыкла), но свидетельств таких не имеется. Данные земли и начали принадлежать первым жителям селения. В документах так и писали «Емметьева» или «деревня Емметьева». На чувашский манер никто и не писал в документах «Эльпущ». Мы же свою деревню называем ласково «Эльпус». Помню, старики в свою пору про Эмета говорил, что он был то ли мурза, то ли князь, то ли турхан. Семья, говорили, у них была большая. На его землях или южнее на один-два километра в лесочке, рядом с лесной речкой и расположились первые переселенцы из Анаткас. Для чего же передавали хозяева свои земли пришлым? Тут много причин, как и в современном мире: Переезд в другое место; нежелание платить налоги; нехватка рабочих рук. Родители умерли, дети переезжают на другое место жительства, да много чего. По законам Российского государства все оседлые помещики (да не только они) должны были платить налоги (ясак) в натуральной или в денежной форме. Только кто же хочет платить-то их? Да никто!!! Лучше сдать в аренду и с этого платить налог и самому работать не надо. Вот и двойное наименование (тройное) небольшого селения Анаткас-Эльпус-Эмметево. Смотри на карту 2.