Два новых железнодорожных коридора будут сформированы из России (из Кемеровской области и с юга Красноярского края) в КНР. Это предусматривает опубликованная правительством Стратегия социально-экономического развития Сибирского федерального округа. Похоже, недавно прошедший в Пекине Третий форум китайской инициативы «Один пояс, один путь» помог активизировать давно существовавшие в России планы.
– По новым веткам в КНР пойдёт в первую очередь уголь, но также зерно, минеральные удобрения и другое сырьё, а к нам – параллельный импорт, – пояснил «Газете о России» промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По его словам, эти две ветки нужны, чтобы оптимизировать грузоперевозки российской продукции. Восточный полигон российских железных дорог, состоящий из Транссиба и БАМа, сейчас загружен до предела. Когда по колее идут состав за составом, это плохо. Тем более Китай развит очень неравномерно, и очаги потребления там распределены по-разному. Удобнее, когда существует много разных путей. Дешевле и быстрее возить напрямую, а не в объезд.
«По тундре, по железной дороге»
Первый коридор предполагает строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (СевСиб). Она пройдёт от Нижневартовска (ХМАО) до Белого Яра (Томская область), далее через Таштагол (Кемеровская область) до Урумчи (Китай). Таким образом получится транспортный коридор от самого побережья Северного Ледовитого океана до столицы Синьцзян-Уйгурского автономного района на западе КНР. Правда, для этого нужно ещё достроить Северный широтный ход.
В октябре Владимир Путин поручил Правительству РФ совместно с властями Кузбасса, РАН и РЖД подготовить доклад о строительстве СевСиба к марту 2024 года. Ранее вопрос создания трансграничного коридора до Урумчи обсуждался на Красноярском экономическом форуме. Среди препятствий назывались Алтайские горы и заповедное плато Укок прямо на границе. А значит, трасса должна обойти препятствие, что удорожает строительство.
Громадьё планов ограничивают не только необходимость солидных вложений, но и кадровая проблема (при расширении пропускной способности БАМа пришлось использовать труд заключённых, так как романтические времена строительных студотрядов давно ушли), а также технические особенности местности. Постройка дороги в северных широтах требует решения проблемы вечной мерзлоты с помощью каменной прослойки, препятствующей передаче тепла.
По этим и другим причинам концепция СевСиба, разработанная Институтом региональной политики ещё в 2008 году, так и не была воплощена в жизнь. В каждый момент времени находились дела поважнее. В нулевые тему СевСиба часто использовали политики для повышения своего рейтинга, но после выборов забывали. Однажды красноярский губернатор как-то объявил, что строительство СевСиба – «решённое дело», так как проект одобрил сам Путин. Но дороги в реальности так и нет.
– Форсировать строительство СевСиба и далее дороги до Урумчи вполне возможно, были бы деньги, – уверен эксперт Хазанов. – Но деньги должны быть с двух сторон – наши и китайские. Не исключено, что Пекин даст большую часть нужных средств. Но они могут это обусловить – потребуют, чтобы дорогу строили их компании. На мой взгляд, все работы на территории России должны вести наши компании и наши рабочие. Это принципиально.
Сквозь монгольские степи
Второй коридор пройдёт от Курагино (Красноярский край) через Кызыл (Республика Тува) на юг, через границу России и Монголии. Затем коридор разделится на два. «Северный» маршрут будет проложен через Улан-Батор к китайскому городу Эрлянь, откуда есть прямой выход на Пекин и Тяньцзинь. «Западный» маршрут через монгольский город Кобдо и китайский город Такешкен дойдёт, опять же, до Урумчи.
– Эта ветка позволит возить уголь с Элегестского месторождения и на юг – в Китай, и на север – в сторону Красноярского края, – продолжает эксперт Хазанов. – Не повезёшь же его на грузовиках.
Запасы Элегестского месторождения оцениваются свыше 770 млн тонн. Причём это очень ценный коксующийся угль, который дороже энергетического. Ежегодный объём грузоперевозок по новой ветке может составить 15 млн тонн.
В связи с ростом промышленного производства в Китае, в том числе после окончания пандемии, спрос на уголь высокий, и он в цене. Это значит, часть вырученных денег будет перепадать регионам, через которые проложена дорога. Красноярскому краю дополнительные доходы не помешают. Но ещё важнее они для Тувы – республики с традиционно очень низким уровнем жизни и отсутствием промышленности. Новая ветка даст тысячи рабочих мест.
Правда, есть одно «но». Не всё, что хорошо жителям одних регионов России, подходит другим. По словам уроженки Тувы, этносоциолога Зои Анайбан, важно учитывать национальный характер её земляков. Тувинцы больше расположены к традиционному скотоводству, чем к работе в промышленности. Например, в 1990-е, после оттока из республики русского населения, местные жители совсем не торопились занять освободившиеся на заводах «Туваасбест» и «Тувакобальт» места.
Что ж, не страшно. Значит, новая ветка в Китай будет иметь значение в большей степени для межгосударственной торговли, чем для развития наших регионов.
В том числе она расширит возможности всего Восточного полигона. Пора нагонять упущенное. О том, что «правительство немножко просчиталось», и Россия не успела до введения масштабных санкций реализовать планы по развитию железнодорожной инфраструктуры, Путин говорил на недавнем ВЭФ во Владивостоке.
Возможности Китая – России
– Урумчи – это центрально-азиатский Китай. Ханьцы там преобладают, но много и казахов, и киргизов, – рассказал «ГоР» академик РАН, научный руководитель Азиатского направления ИМЭМО РАН Василий Михеев. – Пекин волнует безопасность и социально-экономическое развитие этого региона. Синцзянь под огнём критики Запада, и его хотят развивать. Поэтому очень важно, проложив в Урумчи дорогу, дать возможность им получать товары из РФ и вывозить товары к нам.
Для строительства двух новых веток почти наверняка можно будет использовать китайские деньги, считает академик Михеев. Инвестиционное сотрудничество с Китаем – основа для реализации значимых стратегических железнодорожных проектов. Так, на последнем форуме «Один пояс» Китай объявил (в числе восьми своих основных предложений), что готов потратить на эти цели больше 100 млрд долларов. Для России это означает открытую возможность.
Такая интеграция соответствует высказанной ранее Москвой позиции, что российские планы по поводу развития ЕАЭС (строительство Большой Евразии) полностью совпадают с китайскими идеями в рамках сотрудничества «Один пояс, один путь», сопрягаются друг с другом.
По словам академика Михеева, гадать, кому новые две ветки более полезны – России или Китаю, – не следует. Выгода предполагается обоюдная. Ведь дорога ведёт из точки А в точку Б, а из точки Б в точку А. Хотя структура экспорта, конечно, разная.
– Пора отойти от прежних ошибочных суждений, что экспорт сырья – это плохо. Сырьё – это богатство, данное природой. А вот куда идут доходы от сырья, как используется это конкурентное преимущество – это забота политиков и госуправленцев, – заключил эксперт.
Последнее, пожалуй, само важное. Развивая инфраструктуру страны, прокладывая железные дороги для всё более успешной и выгодной торговли сырьём и высокотехнологичной продукцией, радуясь росту товарооборота и прибыли, не стоит забывать, что конечными целями должны быть развитие страны и хорошая жизнь всех россиян.
Сергей Аксёнов