Сегодня у меня возникло желание рассказать о военной автоинспекции, потому что пришлось познакомиться с ней очень близко, за время службы у меня забирали права (водительское удостоверение) около двух десятков раз. Будучи в "дедах" перестал отдавать права, отвечая, что их у меня забрали еще на прошлой недели. Если фамилию начальника автотракторной службы дивизии подполковника Златкина еще помню, да и в удостоверении водителя третьего класса повышенной квалификации есть его подпись и фамилия, то начальника ВАИ напрочь забыл, прошло уже полвека.
Первый раз у меня забрали права за незаполненный путевой лист. Не заполнять его меня попросил только что назначенный начальником КТП мл. сержант Володька Золотов, родом с Сахалина, рассказывающий постоянно, как, никому еще неизвестный, Игорь Николаев играет на гитаре. В будние дни путевые листы были с одной печатью, а в субботу и воскресенье с двумя. Вот он мне и выписал в будний день путевку с двумя печатями, а на выходные осталась одна.
Через несколько дней мы с Максимычем поехали в ВАИ за моими правами. Дело было весной, везде лужи, а Максимыч взглянул на мои сапоги, со вчерашнего дня не чищенные, и велел их тщательно помыть. Заходим. Максимыч докладывает. Майор оглядел меня с ног до головы и возгласил:
- Ишь, сапоги помыл, чтобы не видно было, что не чищены.
Я стою молчу. А он командует.
- Головной убор снять! Расчешись!
Сдергиваю пилотку, достаю из кармана расческу, делаю несколько движений по коротким волосам, больше напоминающим "ноль". А майор не унимается:
- А ну, расскажи "Обязанности солдата"!
Попал. Я их с начала службы не знал. Знал один абзац - предисловие и "солдат обязан". Однако, вида не подаю и резво начинаю:
- Солдат подчиняется командиру отделения и...
- Достаточно! Раз с этого начал, значит знаешь.
Быть бы тебе замкомвзводом, а не начальником ВАИ, думаю. Но вслух же не скажешь. Этот дурак может тебя лишит водительского удостоверения до конца службы.
Дежурными ВАИ были прапорщики и солдаты, нередко незнающие ни ПДД, ни автомобилей. Однажды остановил меня прапорщик. Я заглушил двигатель и пошел его сопровождать вокруг своего "шестьдесят шестого". Обошли. Придраться не к чему. Но прапорщику по какой-то причине очень хочется. Открывает дверцу и крутит руль.
- О! Так у тебя люфт рулевого колеса! - Радостно вскрикивает он.
- Товарищ прапорщик! Нужно запустить двигатель. Без работы гидроусилителя люфт рулевого колеса не проверяют.
- Ты мне тут не рассказывай, я сам немного автомобилист и знаю. Давай права. Другой раз остановил сержант, нацию называть не буду, чтобы никого не обидеть, но расскажу с акцентом. Проверил.
- Люфт продольный тяга.
- Там должен быть люфт не менее трех миллиметров, иначе клапан управления гидроусилителем работать не будет.
- Мой сказал: люфт продольный тяга.
- Он конструкцией предусмотрен.
- Мой сказал: люфт продольный тяга.
- Да пошел ты на х..! - Включил передачу и поехал.
Старший машины, прапорщик, испуганно начал мне говорить, что я поступил не правильно, что сержант доложит. Едва сдержался, чтобы не послать и его еще раз, потому что при погрузке ящиков с медикаментами пришлось это сделать.
Начальник автотракторной службы дивизии приказывал мне заняться "шприцеванием" УАЗ-452 и удивленно возмутился, что в наборе инструментов моей машины нет "шприца", наполненного солидолом. Не будешь же объяснять подполковнику, что в автомобиле одна-единственная тавотница в помпе водяного охлаждения, не требующей ежедневной добавки смазки.