Найти тему
Как на самом-то деле?

Что и как произошло в Бердянске. Кто виноват и что делать?

Данная статья является оригинальной авторской версии статьи "Есть ли противоядие от ракет ATACMS?", опубликованной в еженедельнике "Звезда". Публикуется с согласия редакции

Никогда не верьте Байдену

В администрации президента США неоднократно проделывали такой фокус: долго рассуждали, давать или не давать Зеленскому «Абрамсы» или «Патриоты», а потом оказывалось, что обещанная военная техника давно уже применяется в зоне спецоперации. Нечто подобное произошло и с поставками баллистических ракет ATACMS. О том, что их решено отправить Киеву, объявили 9 октября, но к тому времени ракеты уже давно были на Украине.

При этом западные СМИ, как бы извиняясь, сообщали, дескать американский президент почти год сопротивлялся, не решаясь начать поставки, поскольку опасался, что применение дальнобойных ракет приведёт к эскалации конфликта.

Теперь мы видим, что «сопротивление» Байдена было откровенно показушным, и когда контрнаступление ВСУ провалилось, администрация Белого дома решила выложить ещё один козырь в виде ATACMS. Что же касается Пентагона, то эскалация конфликта американским полководцам только на руку: Украина давно используется в качестве полигона для испытания американского оружия в прямом столкновении с российской армией. И если верить The New York Times, которая ссылается на свои источники, пока что на украинский театр боевых действий отправлено около 20 баллистических ракет ATACMS, причём одним из условий поставок была гарантия от украинской стороны не применять ракеты по территории России.

ATACMS ВСУ испытали 17 октября, нанеся удар по пригороду Бердянска, где расположен аэродром фронтовой авиации. Эту территорию Киев считает временно оккупированной, поэтому Зеленский сразу же подтвердил применение Украиной дальнобойных ракет, сообщив, что его договорённости с президентом Байденом выполняются.

В тот же день для усиления удара ВСУ использовали весь дальнобойный арсенал установок М-142 HIMARS или M-270 MLRS: ракеты ATACMS MGM-140A Block 1, GMLRS M31ER и ракеты GLSDB с планирующей бомбой GBU-39. Список этот был составлен после идентификации обломков боеприпасов, выпущенных по аэродрому.

© redstone.army.mil
© redstone.army.mil

Ракеты семейств ATACMS - слева и GMLRS - справа.

Количество применённых ракет колеблется в разных сообщениях от трёх до сорока. Пожалуй, наиболее реальная цифра - 9 боеприпасов всего, из них 2-4 ракеты ATACMS MGM-140A и, возможно, несколько ракет GLSDB. Никакие отвлекающие действия в виде беспилотников, ракет-ловушек и средств активных помех не применялись.

Боевая часть ракеты такого типа является кассетой, содержащей 950 поражающих элементов - «шариковых бомб», как их называют со времён войны во Вьетнаме. Поражающие элементы имеют ударный взрыватель или замедленного действия. На открытой местности одна такая бомба способна посеять смерть на значительной площади. Если боец ещё может успеть запрыгнуть в окоп, то как быть с техникой, например, с вертолётом? Где его укрыть, да и стоит ли?

Неконвенциальный «Железный град»

В последнее время многочисленные телевизионные «эксперты» активно обсуждают тему защитных сооружений на аэродромах. Предлагают делать высокие земляные обваловки, возводить по периметру габионы из камней или заливать бетоном каркасы из арматуры. Впрочем, строить капитальные сооружения из железобетона сейчас вроде бы уже поздно. Да и не особо оберегают они при серьёзных ударах. Вот пример, когда бомба GBU-39, словно шило, протыкает бетонный бункер.

© wikimedia.org
© wikimedia.org

Трёхметровый слой железобетона для GBU-39 не препятствие.

Поэтому рассуждения об обваловках и габионах никакого смысла не имеют - суббоеприпасы сыплются сверху достаточно плотно, попадая внутрь обваловок. Это подобно железному граду, сметающему всё на пути.

© telegra.ph
© telegra.ph

Разлёт осколочных суббоеприпасов М-74.

Перед вами снимок, составленный из нескольких кадров, запечатлевших «прибытия» ATACMS к цели. Как ракета действует перед ударом, выйдя на цель? На высоте около километра срабатывает раскрывающий заряд, и осколочные суббоеприпасы М-74 начинают разлетаться, «засевая» огромную площадь.

Они имеют специальную форму, благодаря которой хаотично двигаются в набегающем воздушном потоке. Горе тому, кто не успеет вовремя спрятаться от этого жесточайшего оружия, по сути - оружия массового поражения. Кстати, запрещённого международной конвенцией по кассетным боеприпасам, подписанной в Осло 3 декабря 2008 года. Запрещённого оружия, которое Украина 17 октября впервые применила на российской территории.

© Соцсети
© Соцсети

Осколочный суббоеприпас М-74.

Но вернёмся к событиям в Бердянске. Считаю, вестись на утверждения украинских пабликов об удачном прорыве ракетами ВСУ нашей системы ПВО не следует. Очевидно, что аэродром фронтовой авиации прикрывала не одна боевая машина ЗРПК «Панцирь», а несколько. И рассуждать, будто бы всего девятью ракетами можно перегрузить стрельбовые каналы, способен разве что очередной диванный эксперт. У противника, собственно, ничего и не получилось, хотя, как уже говорилось, кроме ракет ATACMS, был применён большой арсенал боеприпасов.

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Все варианты боеприпасов для установок М-142 HIMARS или M-270 MLRS. Выделены жёлтым, применявшиеся при налёте на Бердянский аэродром.

Надо отметить, что средства воздушного нападения (СВН), которые были использованы для удара по аэродрому в пригороде Бердянска, не являются неожиданностью для нашей ПВО, со всеми существует опыт борьбы. При этом наиболее трудной целью является вовсе не дальнобойная ракета ATACMS, а бомба GBU-39, скорость которой не такая высокая, как у баллистической ракеты, но она способна маневрировать в горизонтальной плоскости.

Но главное коварство этой бомбы заключается в очень маленьких размерах, что создаёт большие трудности для поражения её стержневой боевой частью зенитной управляемой ракеты (ЗУР).

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Сравнение размеров ракеты ATACMS и бомбы GBU-39.

По размерам снаряды M-31 занимают среднее положение между этими двумя типами боеприпасов. Да и ракету ATACMS MGM 140 тоже не назовёшь большой. Но почему я заостряю внимание на размерах этих СВН? В соцсети утекли кадры последствий удара по аэродрому под Бердянском, и для меня, как специалиста, прежде всего были интересны действия ПВО. Крошечный фрагмент видео оказался на редкость красноречивым. Нет никаких сомнений: задача прикрытия возлагалась на ЗРПК «Панцирь». На кадрах чётко заметен наклонный старт ЗУР и отстрел стартового двигателя через две секунды. Так из наших ЗРК летают только ракеты «Панциря».

«Режущее кольцо»

Но в чью же пользу закончится поединок нашей ПВО и неприятельских средств воздушного нападения? Как известно, ATACMS MGM-140 на «момент прибытия» имеет вес более тонны. Максимальная скорость ракеты 4160 км/ч, которая из-за аэродинамического торможения при подлёте к объекту удара снижается до 3000 км/ч (всё равно это огромная кинетическая энергия).

А вес противостоящей ей ЗУР 57Э6 всего 74,5 кг. После отстрела двигателя остаётся вторая ступень, которую ещё называют боевой частью, весом 20 кг, из которых всего 5,5 кг - взрывчатое вещество. Способна ли столь изящная ЗУР 57Э6 поразить огромного и тучного противника из американского арсенала?

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Зенитная управляемая ракета 57Э6 ЗРПК «Панцирь».

Итак, дуэль в самом разгаре: тонна на одной стороне и 20 кг на другой - кто кого? При этом баллистические ракеты и авиабомбы относятся к очень прочным целям, и маленькая зенитная ракета «Панциря» способна поразить их либо прямым попаданием, либо плотным потоком осколков. Но тут надо уточнить, что ЗУР 57Э6 наводится радиокомандным методом, поэтому возлагать надежды на кинетический перехват воздушной цели нет смысла. С другой стороны, эта ЗУР и осколков не имеет, точнее - готовых поражающих элементов (ГПЭ), вместо которых применяется стержневая БЧ. Это сваренные концами стержни из вольфрама, образующие после подрыва расширяющееся «режущее кольцо». Замечательная штука против самолётов и вертолётов. А как же бороться с малоразмерными целями?

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Схема поражения цели зенитной управляемой ракетой.

Проблема в том, что малоразмерная цель может просто не попасть под это «режущее кольцо». На кадрах прилётов видно, что установки «Панцирей» расположены на окраине аэродрома, поэтому прилетающую вражескую ракету ЗРПК наблюдают спереди или чуть сбоку. Получается, цель имеет шансы проскочить через «кольцо». Но следующая схема наглядно объясняет, почему позиции таких ЗРК, как «Панцирь», приходится размещать буквально впритык к прикрываемому объекту. Да, ЗРПК «Панцирь» будет биться, аки лев, но зона поражения у него совсем небольшая.

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Траектории полёта ATACMS.

Так что придётся признать: надёжно перехватывать и уничтожать баллистические ракеты типа MGM-140 нашему «Панцирю» пока сложновато. Как же быть тогда?

Фото в свободном доступе
Фото в свободном доступе

ЗРПК Панцирь-С1 в зоне СВО

Тем не менее Панцирь всё же имеет шансы поражать даже такие сложные цели. Только вероятность поражения одиночной ракетой у него, видимо, несколько меньше. Эту проблему в ЗРВ приходится решать, назначая на цель бо́льший расход ракет. Если обычную цель можно поражать сокращённым расходом – до одной в очереди, то баллистические необходимо двумя-четырьмя очередью. Из всех наших ЗРК у Панциря самая лёгкая ракета. У Тора уже 163 кг и осколочно-фугасная БЧ. Так что для всех остальных ЗРК проблем вышеописанные баллистические ракеты не представляют и поражаются с большими вероятностями.

© Инфографика автора
© Инфографика автора

Пусковые позиции могут размещаться в любом месте на территории противника. На приведённой карте принято удаление их от ЛБС 20 км.

Если присмотреться, станет понятно, что боевой радиус ATACMS позволяет противнику достать до Ростова-на-Дону, Воронежа и даже до объектов в Калужской области. Однако нет никаких сомнений, что приоритетными целями дальнобойных баллистических ракет считаются Крымский мост и Севастополь. В первую очередь потому, что Зеленскому, который не теряет надежды войти в историю победителем русского народа, как воздух необходим громкий медийный эффект.

Фото: Сергей Михеев/ РГ
Фото: Сергей Михеев/ РГ

Новый завод концерна «Алмаз-Антей» в Некрасовке.

Много чего и в теории, и в практике потребовала пересмотреть СВО. Будет учтён и опыт, полученный при отражении этого налёта.

Подведём итог.

Известно, что при всех сложностях, всё же большая часть ракет в этом налёте была уничтожена. Они, если верить украинским пабликам, выложившим пуски, шли с интервалами 3-5 секунд. Наши расчёты Панцирей поработали очень напряжённо и нет сомнений, что сделали всё возможное и немного больше.

Да, есть и пропущенные. Не думаю, что здесь следует искать виновных. Уже много раз говорил и видимо ещё придётся говорить. ПВО много не бывает. У нас в наличии великолепные конструкторские кадры и высочайшие профессионалы в этой области военного дела. Создана и продолжает совершенствоваться лучшая в мире техника – ЗРК, РЛС, истребители. Но нужно кратно наращивать этот род вооружённых сил. Просто количественно наращивать.

Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что правительство страны знает, что необходимо сделать для уплотнения системы противовоздушной обороны Москвы. Об этом сообщает ТАСС.

Он сказал это ещё 30 мая этого года. Но ясно, что имелась в виду не только Москва. Меры принимаются и срочные, и перспективные. Вчера, например, был показан новый ракетный завод концерна «Алмаз-Антей».

-13

Кнопка перевода через Юмани из любого банка

https://yoomoney.ru/bill/pay/gm6SQQBobWc.230302