Найти тему
Лодки ПВХ Badger

Стравливающий клапан – измышления и правда.

С появлением стравливающих клапанов на лодках ПВХ, многие владельцы, стали считать их чуть ли не панацеей от всех бед. Некоторые производители лодок поддерживая такое мнение, сообщали, что клапан спасет лодку от любых случаев, в которых давление в баллонах лодки поднимется выше рекомендованного. Так ли это?

Существует две основные причины, по которым давление в баллонах может подняться выше или значительно выше рекомендованного производителем лодки и привести к повреждению лодки: повышение давления в результате нештатной работы мощного насоса иповышение давления в баллонах в результате нагрева солнечными лучами. Рассмотрим эти случаи:

Нештатная работа мощного насоса.

Большинство мощных насосов обычно имеют функцию автоматического отключения при достижении установленного давления. Датчики давления, по команде которых срабатывает автостоп, могут быть как механическими, так и электрическими. И те, и другие могут по каким-то причинам выйти из строя, обычно, в самый неподходящий момент. И даже если сам датчик работает, простой обрыв сигнального провода приведет к тому, что датчик не сработает и при достижении установленного давления, насос не отключится.

В этот момент, наступает время стравливающего клапана, он защитит лодку от многократного превышения давления. Или нет? В конце текста подробнее.

Нагрев лодки.

Время от времени в интернете появляются сообщения и обсуждения случаев, когда лодка буквально взорвалась в результате нагрева прямыми солнечными лучами. В контексте этих обсуждений поднимается тема о стравливающем клапане и о том, что его наличие спасло бы лодку. Вроде бы все понятно. Лодка нагрелась, давление выросло, клапан сработал. Или это не так?

Есть нюансы, которые не позволяют утвердительно со 100% уверенностью ответить на вопросы в двух последних абзацах.

Самое основное - стравливающий клапан являясь механическим устройством, может быть поврежден, заблокирован, закрыт владельцем или полностью выведен из строя и не сможет выполнить свою функцию в этих случаях.

К ситуации с нагревом следует быть более внимательным, просто по тому, что роста давления до давления срабатывания клапана может не произойти, а баллон будет поврежден. Нагрев может быть локальным, например, феном или части лодки солнечными лучами, и не приведет к росту давления так как теплопроводность воздуха относительно низка чтобы воздух во всем баллоне нагрелся так же быстро и сильно как часть поверхности баллона. В зоне риска лодки темных цветов и баллоны НДНД с их сложной конструкцией, перегородками, вклеенными «на отрыв» и зачастую более высоким чем в баллонах рабочим давлением.

-2

Критической, разрушительной или повреждающей, для клеевых швов/сварных может стать температура примерно от 70°C, легко достижимая на солнце, и выше. А в совокупности с высоким давлением и/или особенностями конструкции, начиная уже с 55°C. Местное повышение температуры ставит под удар прочность клеевого/сварного соединения и стравливающий клапан здесь бессилен. Это может быть, как нагрев частей лодки под прямыми солнечными лучами, так и перегрев феном при выполнении работ по установке дополнительного оборудования/усилений или ремонте, ведь человеческий фактор никто не отменял.

Значит ли все сказанное, что стравливающие клапана – фикция и «маркетинг»?

Нет, стравливающий клапан надежно защитит лодку в подавляющем большинстве ситуаций, связанных с повышенным давлением и его негативным влиянием на лодку. Остальную незначительную часть можно предотвратить, следуя простым рекомендациям:

- Используя мощный насос контролируйте его работу. Не зря, производители рекомендуют «не оставлять работающий насос без присмотра». Если давление на индикаторе растет, а насос не отключается, или если индикатора нет, насос работает слишком долго, и не отключается, сделайте это вручную, и проверьте насос.

  • Время от времени, и обязательно в начале сезона, проверяйте работу автостопа и соответствие регулятора давления на насосе реальным значениям.
  • Проверяйте работоспособность и чистоту стравливающего клапана, хотя бы в начале сезона. Идеально, проверить предел срабатывания клапана с помощью манометра.
  • Не оставляйте на солнце накачанную лодку, особенно на берегу. Переместите лодку в тень или стравите давление до безопасного.
  • Планируя усиление надувного днища лентами или листами ПВХ/ПУ или другие работы, выбирайте сервис с подтвержденной репутацией и гарантирующий качество выполняемых работ.
  • Регулярно мойте лодку.