22. Москва - Ленинград
1937 г. Январь 24 - Февраль 7
Маршрут: Воронеж - 232 - Курск - 536 - Москва - 650 - Ленинград - 650 - Москва - 591 - Воронеж
Январь 24. На IV Всесоюзный съезд по борьбе с венерическими и кожными болезнями выезжаем втроём - я, Дмитрий Афанасьевич Трутнев и Павел Васильевич Полосин - и при этом необычным путём - через Курск - на единственный прямой поезд № 57; через Рязань горстанция билетов не продаёт.
В 9 часов вечера, после 10-часового тоскливого пути, высаживаемся в Курске. Плацкарты поручаем взять носильщику, сами ужинаем в буфете. На столах - шоколад, конфекты (так в тексте - А.К.), пирожные - бери, сколько хочешь, но не забывай расплачиваться.
В 11 часов всаживаемся (так в тексте - А.К.) в бесплацкартный вагон [поезда - А.К] № 72 (Севастополь - Москва), который к нашему счастью опоздал на 5 часов.
В купе просторно: две хорошенькие студентки из Воронежа, студент и ассистент по гигиене Шаевич. Быстро знакомимся. Шаевич до Курска ехал в 10 вагоне.
В Касторном в вагон хотела войти молоденькая хорошенькая учительница. Проводник не пустил. Поезд тронулся - пассажирка упала под поезд. Ей оторвало обе ноги.
До Щигров он и случайно оказавшийся хирург ухаживали за ней. "Не потерялся мой чемодан? ... Муж не пускал, а мне очень хотелось учиться ... поехала". Жутью веет от его рассказа...
Январь 25. Морозное белесое утро. По обеим сторонам полотна на живописных холмах, пересекаемых глубокими оврагами, широкими просеками, тянутся рощи.
Ст. "Ясная Поляна". Выскакиваем на площадку. Хочется навек запечатлеть местность, где жил и работал Лев Николаевич Толстой. В лесу красивые двухэтажные деревянные дачки.
Тула. Серое монолитное здание вокзала.
В 14-40 высаживаемся на Курском вокзале. Лапшин встречает, как будто только вчера простились. Как всегда вторичное посещение одного и того же места вызывает чувство лёгкой грусти и одиночества.
Мирра Соломоновна ещё не вернулась с работы. На милом метро еду в центр. Случайно достаю билет в Большой театр на оперу Бородина "Князь Игорь". Постановка прекрасная, навек запомнятся половецкие пляски в третьем действии, заря, занимающаяся над широкой речной долиной, лунные блики на сонной реке.
Январь 26. Получив билеты на съезд втроём (с Трутневым и Полосиным) едем в Музей изящных искусств. Как всегда, хочется долго изучать и любоваться иероглифами Египта, статуями Греции, картинами мастеров Возрождения и, как всегда, успеваем только обежать залы.
Вверху выставка картин Рембрандта. Картин мало, больше гравюр и копий, но ни от первых, ни от вторых впечатления никакого...
Вечером попадаем в Большой театр на оперу Римского-Корсакова "Снегурочка". Вхожу в партер, уже когда потушили свет. "Где 13 ряд?" - "А, Володя Тумской!" Фрида Ицкович! Вот так встреча!
В антракте подходит знакомая студентка, сейчас уже врач, Светашева с мужем. Мило болтаем. При прощаньи вспоминаю: провалил на экзамене в 1935 году. Лучший способ запомнить друг друга! Снегурочка - Барсова, но ухожу всё же неудовлетворённый - слишком однообразно...
Продолжение следует