Еще одна находка в библиотеке - это книга "Футуризм и Европа: эстетика нового мира". Она была издана к выставке "Эстетика нового мира» в музее Крюллер-Мюллер в Оттерло (29 апреля – 3 сентября 2023 г.).
Выставка и книга впервые исследуют и показывают большое влияние футуризма на наиболее важные авангардные движения в Европе в межвоенный период: Баухаус в Германии, L'Esprit Nouveau во Франции, русский конструктивизм и Де Стиль в Нидерландах.
На страницах этой книги можно встретить фотоколлаж к фильму Вальтера Руттмана 1927 года, который хранится в музее кино Амстердама.
Кадр из фильма Amore Pedestre / Pedestrian Love (1914). В этом 6 минутном фильме показана история встречи и влюбленности мужчины и женщины. Хотя сюжет немого фильма Марселя Фабра представляет собой типичную буржуазную историю о незаконной любви и последующей мести, уникальность его делает ракурс, под которым фильм был снят. Решение режиссера запечатлеть на пленке ноги актеров, а не все их тела (и лица) — это удачный ход. Явно экспериментируя с возможностями, которые предлагало новое изобретение кино, фильм Фабра почти сто лет спустя остается свежим видением.
Кстати, несколько его фильмов хранятся в Нидерландском институте кино EYE.
Ман Рэй - «классик» французского авангарда американского происхождения. Новаторские фототехники и светотеневые эффекты, дополненные движением кинопленки, получили развитие в экспериментальных фильмах Ман Рэя "Возвращение к разуму» и «Эмак Бакия». И фото ниже - это кадр из фильма «Эмак Бакия». В статье Е. С. Домарацкой "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МАН РЭЯ 1920-х ГОДОВ: ОТ ФОТОГРАФИИ К КИНЕМАТОГРАФУ" я прочитала об этом кадре и о том, с чем это может быть ассоциировано: "...После импровизированного столкновения машина останавливается: из нее
на землю начинают ступать бесконечные элегантные пары женских ног. Это
одни и те же ноги, показанные несколько раз подряд с целью установления определенного ритма для последующей серии чередующихся друг с другом кадров крупного плана, в которых предположительно женские ноги танцуют
чарльстон, а мужская рука играет на банджо." и " ..Будучи пародией на кинематограф на современной ему стадии развития, фильм Ман Рэя строится, прежде всего, как ряд визуальных, а не тематических ассоциаций. Так, например, эпизод с бегущими овцами всплывает в памяти зрителя позже, когда он наблюдает на экране умножающиеся человеческие ноги, выходящие из машины и танцующие чарльстон." Вообщем, чтобы точно понять о чем речь, лучше посмотреть!
Следующее фото из другого фильма Мана Рэя “L ’étoile de mer“ (1928) и не из этой книги:
Листаю я книгу на голландском и вдруг по-русски надпись "Человек с кино аппаратом". Этот постер к фильму создали братья Стенберги: Владимир и Георгий. В 1926 году братья стали штатными киноплакатистами «Совкино» и за 4 года активной работы создали около трёхсот плакатов к советским и зарубежным кинофильмам. Свои работы братья подписывали на манер цирковых дуэтов: 2-СТЕНБЕРГ-2. Активная работа художников в киноплакате приходится на 1926—1929 годы. С 1930 года братья практически перестали работать в киноплакате. Во многом этому способствовало совещание при Совкино, на котором ряд ведущих киноплакатистов подверглись резкой критике, обвинялись в формализме и в том, что они «находятся в плену рекламной буржуазной манеры».
В начале фильма даётся авторская характеристика фильма:
Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кинопередачи видимых явлений. Без помощи надписей (Фильм без надписей), без помощи сценария (Фильм без сценария), без помощи театра (Фильм без декораций, актёров и т. д.). Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы.
Я так заинтересовалась этим фильмом, что нашла еще один постер к нему:
А в самом конце книги была чудесная картина Джакомо Балла, известного итальянского футуриста, который также занимался дизайном интерьеров и одежды.
Первоначально Балла начинал как сторонник дивизионизма, неоимпрессионистского художественного движения, основанного Жоржем Сёра в 1880-х годах. Дивизионизм опирался на оптические эффекты, такие как маленькие точки основных цветов, тщательно расположенные на холстах, создавая яркие многоцветные композиции, словно слегка тронутые солнечным светом. Несмотря на то, что вскоре Балла продвинулся дальше в своих творческих союзах, его интерес к свету и оптическим эффектам сохранялся на протяжении всей его жизни.
Картина «Девушка, бегущая по балкону» продемонстрировала сочетание дивизионистской техники нанесения небольших цветовых пятен с футуристическим изображением сразу разных этапов движения.
Скорее всего здесь девушка целиком, но я отчетливо вижу только ноги.