— Мам, мне 20 лет! Не пью, не курю, разгульную жизнь не веду! Друзья у меня адекватные, из приличных семей! В чем проблема-то? Почему я не могу на неделю съездить туда, куда мне хочется?
Света откровенно злилась на мать. Одно дело, когда ей было 12-15 лет. Но не иметь возможность в 20 лет самостоятельно принимать решения в элементарных вопросах вызывало недопонимание и откровенно бесило.
— Я переживаю за тебя! Ты у меня единственная дочь, и…
— И что теперь, у меня не может быть личной жизни? Мамуль, хватит! Я тебя очень люблю, но после смерти папы ты слишком сильно стала меня опекать. Ты контролируешь каждый мой шаг, спрашиваешь о каждом, кто мне позвонит или должен прийти в гости. Я почти получила образование, у меня уже есть работа, я взрослый человек! Но ты мне вздохнуть не даешь!
Любовь Николаевна тоже злилась. Мужа не стало два года назад – несчастный случай на стройке. Других детей у них не было. Женщина панически боялась остаться совсем одна. Кто ей в старости подаст стакан воды, если с дочкой что-то случится? О том, что рано или поздно Света выйдет замуж и захочет жить отдельно, думать не хотелось. А в их перепланированной студии было не так много места, чтобы пригласить молодую семью жить вместе.
Да и Любовь Николаевна умом все понимала, но свои импульсивные поступки и слова оправдывала материнской заботой и желанием «воспитать благодарную дочь».
— Ты у меня красавица! Мало ли, что у Ивана или Руслана в голове переключится…
— Мам, да успокойся! Ты всех ребят знаешь, и их родителей тоже, мы же со школы дружим!
— Это ничего не меняет! Знаешь, как говорят: чужая душа – потемки!
Света устало выдохнула. На улице вовсю разыгралось лето, и они с друзьями решили на недельку смотаться в Краснодарский край. Море, горы, вкуснейший шашлык и много-много солнышка… Те из ребят, кто уже имел работу или подработку, договорились о небольшом отпуске. Света работала удаленно, и ей не нужно было ни перед кем отчитываться. Основную часть работы она планировала сделать заранее, а в отпуске просто быть на связи и решать организационные вопросы.
И вот она решилась поделиться своими планами с мамой. Она долго готовилась к разговору морально, потому что знала, во что это выльется.
— Светочка, я же твоя мама! Я всегда буду переживать за тебя! Ты навсегда останешься моим ребенком!
Света все понимала, но такая формулировка покоробила:
— Мам, я всегда буду тебе ребенком, а ты – моей мамой. Но физически я уже взрослый человек!
— Вот своего родишь, тогда и поймешь мать! – психанула женщина и, резко поднявшись со стула, удалилась из кухни.
Спустя 20 лет.
— Мамуль, я к Катюхе, в соседний подъезд. У нее Днюха сегодня, весь класс будет.
Сыну Светы было 16 лет. Уже не ребенок, но еще не мужчина.
— Ты подарок купил? – спросила Света, одновременно вытаскивая кошелек из сумочки.
— Да, ее духи любимые.
— А цветы?
— Деньги кончились… - Никита вздохнул. Он уже год подрабатывал промоутером – оплата не большая, но на карманные расходы подростку хватало. Родители были не против и поддерживали его пробы стать самостоятельным. Было только одно условие: не должна пострадать учеба.
— Возьми. – Света протянула две крупных купюры. – Только смотри, чтобы прилично букет смотрелся!
Никита просиял.
— Спасибо, мамуль! Ты – лучшая! – обнял маму, чмокнул в щеку. А затем и бабушку, Любовь Николаевну – все это время она сидела рядом и молча наблюдала за общением внука и дочери.
Когда входная дверь хлопнула, Любовь Николаевна отставила кружку с чаем и произнесла:
— Балуешь ты его. Я тебя строже воспитывала.
— Ты о чем?
— Каждую неделю куда-то бегает, где-то гуляет. Ему 16, взыграют гормоны – и приведет тебе какую-нибудь клушу со словами «мы ждем ребенка, она будет жить с нами». И что ты тогда делать будешь?
— Значит, будет жить с нами, и вместе будем воспитывать внука.
Любовь Николаевна неодобрительно цокнула, но промолчала. Она уже давно поняла, что все ее комментарии пролетают мимо ушей дочери.
Света глубоко вдохнула и медленно выдохнула. За последние 20 лет она стала мудрее и терпимее по отношению к маминой критике. Сначала Света неправильно жила, затем выбрала неправильного мужа, а после неправильно воспитывала сына. Поначалу мамино вмешательство и слишком яростный контроль выводили из себя, а затем пришло понимание – маму не переделать. Она взрослый, давно сформировавшийся человек. Она такая, какая есть – и ей нормально быть такой.
Главное для каждого человека – отвечать за себя и свои поступки, собственную жизнь.
Света вышла замуж в 23 года за одногруппника Сашу. Маме не нравился выбор Светы – слишком простой парень, не успел никакой карьеры построить. Она как-то забыла, что и сама была женой горячо любимого, но простого работяги, всю жизнь проработавшего бригадиром на стройке. Света и Саша жили мирно, ездили отдыхать, по мере возможностей помогали маме на даче. А через год после свадьбы у них появился сын, Никитка.
Света старалась максимально выдерживать золотую середину – опекать, но с каждым годом давать сыну чуть больше свободы, больше возможностей делать свой выбор. Сейчас она гордилась своим сыном. Никита шел на аттестат с отличием в школе, дополнительно изучал английский и китайский языки, занимался боксом – чисто ради удовольствия. В целом вел здоровый образ жизни, был душой компании, но при этом серьезным ребенком, по-взрослому выстраивая планы на будущее.
— Поступать буду на программиста. Они зарабатывают хорошо, да и интересно мне…
Никита делился своими планами с родителями, а те поддерживали. Мальчик уже проходил курсы в онлайн-школе и потихоньку зарабатывал на полученных знаниях деньги. А если не было заказов в онлайне – подрабатывал курьером и промоутером. Основную часть заработка откладывал на первое время студенчества, остальное старался тратить разумно.
Света считала, что они с Сашей отлично справились и воспитали прекрасного будущего мужчину. Конечно, лет после 13-ти были периоды пубертатного бунта, да и неуемный интерес к экспериментам и изучению окружающего мира доставлял немало тревог родителям, пока мальчик рос. Но все это уже прошло, и сейчас Света была счастлива. Если бы она на все 100 % полагалась на мамины советы, вероятнее всего и не чувствовала себя счастливой женщиной, мамой и женой.
Поняла ли она маму, когда «родила своего»? Что-то поняла, но не совсем то, что когда-то хотела донести до нее Любовь Николаевна.
Нужно жить свою жизнь – со взлетами и падениями. И детям жавать возможность собирать свой опыт – своевременно. А ошибки… какие-то ошибки случаются у каждого человека. Главное – принять их как полезный опыт, сделать выводы и постараться больше не повторять их.