В четверг проводил мастер-класс про создание презентаций для экспертов и спикеров.
Задал важный вопрос.
— А зачем вообще нужна презентация?
Одна из участниц дала ответ, который меня немного выбил из колеи.
— Чтобы спикер подглядывал в презентацию. Своеобразная подсказка.
Это максимально такой себе способ создания презентаций для выступлений.
Чтобы разобраться, что тут плохого — давай подумаем, а нахрена вообще выступать?
Хороший спикер выступает всегда ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Не для себя. Для людей. Фокус всего выступления должен быть направлен на слушателей.
И как следствие, все инструменты, которые использует спикер, должны направлены быть на людей в зале.
Мне можно резонно возразить
—Стас, ну елки-палки. Ну есть же начинающие спикеры. Ну норм, если подглядывает. Потом переучится делать нормально.
Вот мы попали в порочную практику, под названием "Делай, а там разберешься!"
Практика "Делай, а там разберешься!" работает не всегда.
Эта концепция работает, если ты:
а) Потом просто будешь использовать инструменты получше. А сейчас что есть.
б) Не учишься какому-то конкретному навыку в момент "Делай лишь бы сделать".
Приведу два примера, не связанных с выступлениями.
Когда сначала делал неправильно. А потом надо делать правильно, а переучиться уже сложно.
Пример 1
Ты первоклашка. Тебя учат читать. Сначала по буквам. Потом по слогам. Целые слова. Вот слова превращаются в предложения. Вот ты уже вслух читаешь сказки. Прекрасно.
А теперь перейдем на 20-30 лет вперед.
Ты сейчас читаешь этот пост, обрати свое внимание — с 99% вероятностью ты проговариваешь каждое слово в свое голове. Возможно, ты не обращал на это внимание. Но это так.
Чтобы читать быстрее, от этой привычки надо отучиться. Для многих это прям сложно. В сознательном возрасте переучивать один из базовых навыков (мне было сложно, как и паре моих знакомых).
Пример 2
С детства я люблю баскетбол. За свою жизнь накидал десятки (а то и сотни) тысяч бросков. Но вот незадача — мне никто не ставил бросок. И я учился по наитию.
Сейчас мне 32. Моя техника броска неправильная. Из-за этого ниже % попадания, чем должен быть.
Переучиться я так и не могу, потому что не хватает терпения.
С другой стороны, если бросать левой рукой — я знаю правильную механику и с нуля рука идет как надо.
Я к чему это все
Первая мысль, которую хочу донести — выступление для людей в зале. А не люди в зале для вашего выступления.
Вторая мысль — презентация нужна уж точно не для подглядывания.
Третья мысль — лучше сразу научиться правильно, чем потом переучиваться. Мозг не любит это занятие. Да и зачем тебе делать двойную работу.