Найти тему

Здание вокзала железнодорожной станции Канавино

История железнодорожного транспортного сообщения в Нижнем Новгороде начинается с 1862 года. Именно тогда первый поезд с пассажирами отправился из Нижнего Новгорода в Москву. За полтора века система железных дорог получила широкое развитие. Схема движения поездов за это время неоднократно менялась, и порой уже невозможно поверить в то, что здесь было проложено железнодорожное полотно и по нему ходили поезда.Сегодня мы отправимся в Канавинский район, где находится здание бывшего вокзала железнодорожной станции Канавино. Двухэтажное прямоугольное здание с необычной квадратной башенкой, больше похожее на буддийскую пагоду, сочетает в себе черты стиля модерн начала ХХ века и классические элементы, характерные для построек азиатской направленности. Здание вокзала находится на пересечении двух крупных транспортных магистралей: Московского и Сормовского шоссе.

Сейчас ничто не напоминает о том, что когда-то здесь было очень оживленное место, велась бойкая торговля, несколько раз в день прибывали и отправлялись составы. В большие праздники 1 мая и 7 ноября на вокзальной площади сходились колонны рабочих, которые шли по Сормовскому и Московскому шоссе, сливались в один поток и двигались в сторону площади Революции.

История открытия Канавинского вокзала связана с деятельностью Сормовского завода и необходимостью перевозки огромного количества его сотрудников, живших в соседних деревнях, на работу. Железная дорога пришла на смену конке, принадлежавшей нижегородскому предпринимателю Фогелю.

В июле 1903 года директор-распорядитель Сормовских заводов А.П. Мещерский обратился в городскую управу с ходатайством об аренде участка земли в 675 кв. саженей, находившегося «вблизи большой дороги в город Балахну», для строительства здания пассажирской станции Канавино. Место было свободно и не приносило городу дохода, поэтому городская дума согласилась сдать его акционерному обществу «Сормово» сроком на 12 лет с платой по 405 рублей ежегодно. После утверждения проекта в Строительном отделении Нижегородского губернского правления приступили к строительным работам, которые завершились в 1904 году. От Заводского парка по железнодорожной ветке, соединяющей Сормовский завод с Московским вокзалом, ходил так называемый «вагончик» до Канавина. На нем рабочие, проживающие в Гордеевке, Варихе и других деревнях, ездили на работу.

Дорога приобрела огромную популярность. К началу ХХ века, как свидетельствует нижегородская газета «Волгарь», публиковавшая расписание движения всех пассажирских поездов и пароходов, составы с Канавинского вокзала уходили каждый час днем и с интервалом в два часа ночью.

В конце 1920-х годов Сормовская ветка (и пассажирское сообщение по ней) была продолжена до Правдинска. К середине 1930-х годов вокзал был переименован в станцию Сталинскую, существовавшую до середины 1950-х годов. В конце 1950-х годов началось массовое жилищное строительство вдоль Сормовского шоссе. Железная дорога стала большой помехой. В 1960 году станция Сталинская была закрыта, а путь к ней разобран. С 1961 года для пригородных электропоездов открыта новая конечная платформа Новое Сормово, но в конце 1980-х годов и она была закрыта. С этого времени конечной для электропоездов стала станция Варя.

Вокзал был закрыт и использовался как производственное здание Горьковской железной дороги, в 1995 году его помещения приспособлены под ресторан. В настоящее время в здании располагаются офисы.