Найти тему
Диалоги о Востоке

Интервью с Эвелиной Валовой, участницей Молодежного Саммита БРИКС

Пересечь два континента, чтобы встретиться с молодыми лидерами из стран БРИКС? Легко! Героиня нашего сегодняшнего интервью, студентка Дипломатической академии МИД РФ, Эвелина Валова делится своим опытом участия в Молодёжном саммите стран БРИКС, который проходил с 17 по 21 июля в южноафриканском Дурбане. Зебра на ощупь, медиа-проекты, 6 языков, африканские танцы и сафари уже ждут вас в нашем новом материале.

Валова Эвелина Антоновна
Валова Эвелина Антоновна

Валова Эвелина Антоновна - студентка 2 курса Дипломатической академии МИД России, факультет «Международные отношения»

- участница IX Mолодёжного саммита BRICS (ЮАР, Дурбан) в составе делегации от России

- участница V Форума «Российской энергетической недели», форума «АтомПрофи» от госкорпорации «Росатом», XXVI Петербургского международного экономического форума, II экономического и гуманитарного форума «Россия-Африка»;

- участница экспедиции «Ледокол открытий» на Северный Полюс;

- Победитель 2-го сезона Всероссийского конкурса «Большая Перемена»;

- лауреат Всероссийской премии «ТЭФИ-Регион»

5 иностранных языков: английский, французский, испанский, китайский, арабский

Катя. Эвелина, доброе утро! Спасибо, что согласилась принять участие в этом интервью. Расскажи, пожалуйста, как так получилось, что ты занимаешься Африкой? Как возник твой интерес к этому региону? Есть ли у тебя опыт в африканистике? Специализируешься ли ты на каком-либо редком африканском языке?

Эвелина. Доброе утро! Спасибо за приглашение! Если честно, мой опыт изначально никак не был связан с Африкой: в университете моим первым языком был арабский, далеко не самый редкий для африканского континента язык. Я также довольно хорошо владею французским, одним из рабочих языков саммита Россия – Африка, так как изучаю этот язык еще со школы и давно им глубоко интересуюсь. К слову, у меня был опыт чтения статей на африканскую тематику, но глубоко в тему я не погружалась. Так получилось, что в этом году в БРИКС председательствует ЮАР, поэтому Африке как таковой уделялось особое внимание. Ещё и саммит Россия – Африка пришёлся весьма удачно: сразу после БРИКС я поехала на саммит в Санкт-Петербурге. Сложилась своеобразная цепочка событий, связанных с Африкой, так что мой интерес к ней только нарастал.

-2

Катя. Здорово! Насколько я понимаю, для участия в саммите необходимо было пройти отбор? О чем ты хотела поговорить со своими коллегами из других стран БРИКС?

Эвелина. Да, отбор для участия в саммите был достаточно масштабным и требующим времени. Чтобы его пройти, мы предлагали свои идеи, которые оформляли в ходе написания мотивационных писем, а также заполняли различные анкеты. Наша делегация была разделена на несколько направлений, в частности у меня был трек «Образование», и в рамках него я могла предложить свои идеи для обсуждения.

Например, для меня особо важной идеей была роль мягких навыков в профессиональной коммуникации. Мне очень хотелось продвинуть идею медиа-платформы, которую ведет именно молодёжь (спойлер - нам это удалось!). У БРИКС есть похожая площадка – TV BRICS, но ведут ее представители более старшего поколения. Мне кажется, на подобных мероприятиях не хватает именно молодёжного видения.

-3

Катя. Давай теперь поговорим о саммите. Расскажи немного о программе: как прошли эти три дня?

Эвелина. Программа была довольно насыщенной: в первый же день у нас начались выступления по сессиям, но прежде хочется рассказать, как нас встретили в день приезда. Мы выходим из аэропорта и видим, как ребята в национальной одежде встречают нас танцами – это было что-то изумительное! Они позвали нас танцевать, естественно, мы присоединились, даже есть кадры, где мы танцуем все вместе. Потом мы в ответ поблагодарили их «Калинкой». Такое проявление радушия было чем-то невероятным: чувствовалось, что границы стираются.

-4

Если говорить про саму программу, то в первой половине дня выступали высокопоставленные представители стран-участниц саммита. Очень тронуло выступление министра по делам женщин, молодежи и людей с ОВЗ ЮАР, доктора Нкозасана Дламини-Зума – женщины, которая была в каждой из стран БРИКС и представляла женщин Южной Африки. Она показалась нам настоящим борцом за справедливость и равенство, и её речь произвела на всех неизгладимое впечатление. В первый день саммита, к слову, отмечался день Нельсона Манделы (поэтому отсылки к нему были регулярно), думаю, они неспроста подобрали такие даты.

-5

Во второй половине дня у нас начались сессии по нашим направлениям. В первый день их было всего две: «Образование» и «Устойчивое развитие». Надо сказать, что нас не предупреждали, в каком формате будет проходить выступление каждого члена делегации. Когда дошла очередь до спикера от нашей команды (трек «Образование»), Анастасии Ефимовой (г. Ижевск), модератор сессии посадила спикеров от каждой страны в полукруг, чтобы участники могли погрузиться в обсуждение и обмениваться идеями. Изначально мы не были готовы к такому: думали, что просто выступим с докладом, но так было даже интереснее, потому что представители начали обмениваться какими-то репликам, фразами, и началась настоящая дискуссия.

Формат следующей сессии был более стандартным: каждый член делегации выходил с выступлением на 5-7 минут. После выступления каждого делегата за стол президиума садятся 3-4 эксперта из ЮАР, выходит модератор и задает им вопросы. Что интересно (и что немножко нас смутило), все эксперты были из Южной Африки: по сути это был диалог между делегатами из ЮАР и данными экспертами.

Катя. Это твой первый опыт работы в таком международном масштабе? На твой взгляд, в чём состоят особенности работы с африканцами? Как вы выстраивали общение: формально или можно было обсудить всё в более непринужденной обстановке?

Эвелина. Начну со второй части вопросов. Молодёжный саммит – это очень здорово, так как мы не стеснялись общаться в неформальной обстановке: в перерывах, во время завтрака или обеда. Когда я выкладывала информацию в соцсети, то буквально заклинала: «Все, кто меня смотрит, пожалуйста, взаимодействуйте с коллегами не только в рамках формального мероприятия, потому что именно во время неформальных диалогов происходит по-настоящему глубокое общение».

-6

Когда мы выступали на сессиях, всё было крайне серьёзно, но в обед общение шло на совершенно различные темы. С нами сидели ребята из Бразилии, Китая и Индии, не было такого, что мы общались лишь формально, нет. Подобное было лишь для камер на официальных мероприятиях. По вечерам, например, мы тоже собирались, могли сыграть в какую-либо игру, побеседовать и даже потанцевать! К концу третьего дня мы так хорошо сблизились, что до сих пор общаемся со многими делегатами (особенно с делегатами из КНР).

-7

Если говорить о первой части вопросов, то масштабного участия в международных мероприятиях до этого момента, наверное, у меня не было, хотя до этого мне часто приходилось общаться с иностранцами. Как раз за месяц до саммита я принимала участие в ПМЭФ, где было много иностранных гостей, а вот масштабный опыт в составе делегации случился у меня впервые.

Отвечу на вопрос про менталитет: африканцы, конечно, более раскрепощённые – они открытые и прямолинейные, причём не важно, формальная идёт беседа или нет. Они могут прямо высказать всё, что думают, что для нас немного не привычно. Бывало, во время разговора мы просто сидим и думаем: «Вау, а так можно было сказать?»

Катя. Это очень здорово иметь такой положительный и насыщенный опыт. Расскажи, были ли у вас поездки за пределы рабочей зоны саммита? Выходили ли вы в город? Удалось ли вам пообщаться с местным населением?

Эвелина. На самом деле поездок было не так много, потому что организаторы из ЮАР предостерегали нас о важности соблюдения мер безопасности. Всё-таки Африка есть Африка, и Дурбан считается одним из самых небезопасных городов в ЮАР. Нам прямо сказали, что лучше не выходить из отеля в одиночку после наступления темноты. В первый день, практически сразу после прилёта, мы отправились на сафари: это была невероятная поездка, потому что мы ещё не успели осознать, что находимся совершенно на другом конце света и едем смотреть на животных в дикой природе.

Мы видели жирафов, носорогов, бегемотов, антилоп, страусов: можно было буквально вытянуть руку и потрогать, например, зебру. Два часа мы колесили по огромной территории, причем были в абсолютно «открытой» машине: не было ни стёкол, ни решёток. Фактически на нас в любой момент могли напасть дикие звери, но этого не произошло, хотя острых ощущений, признаюсь, хотелось.

Также мы успели проехать немного по центральной части города: ночная жизнь тут бьёт ключом, людей очень много. Из соображений безопасности мы смотрели на город только из машины, но прикоснуться к новому месту даже с такими ограничениями было очень здорово. В последний день организаторы подготовили нам экскурсию: сначала я думала, что это будет просто экскурсия по городу, и мы посмотрим исторические места, но они сделали всё гораздо круче: нас повезли в пригород Дурбана, примерно 25 км от самого центра, в какую-то небольшую деревушку, там мы посетили Центр Махатмы Ганди, где он жил в течение 21 года, после того как уехал из Индии. Меня привлёк скорее не сам центр, а дом, где он жил, была даже комната, посвящённая Л.Н. Толстому, потому что они состояли с Махатмой Ганди в переписке.

-8
-9

Потом мы поехали в школу. Когда мы зашли в здание, то увидели, что нас встречает целый хор. Далее мы увидели небольшие дверцы, за которыми проходили сами занятия, куда нас потом провели. Там мы увидели детей 5-6 класса, которые решали уравнения: в такие моменты понимаешь, что жизнь есть и на другом конце света – тут проходят такую же математику, как и в родных краях. Школа, кстати, необычна тем, что ее построил Джон Дубе (1871-1946, южноафриканский политик, писатель, первый президент Африканского национального конгресса). То есть это школа, впервые построенная африканцем, чернокожим, поэтому она несет в себе историческое значение: именно здесь Нельсон Мандела опустил на первых демократических выборах свой голос. Считается, что именно в этом месте он сказал: «Африка наконец-то свободна». На сегодняшний день со стороны правительства этой школе уделяется огромное внимание.

Катя. Я знаю, что по пути вы успели заехать в Эфиопию. Скажи, может, ты заметила какой-то отличный от ЮАР колорит? Понимаю, что времени было немного, но, может, ты могла бы рассказать о каких-либо особенностях Эфиопии, которые тебе запомнились?

Эвелина. Мне показалось, что страны очень разные. Там мы ощутили совсем другие эмоции, просто потому что мы не взаимодействовали с людьми. Обычные люди со стороны казались достаточно открытыми, возможно эта открытость есть внутри всех африканцев.

В один из дней мы посетили самую высокую точку в Аддис-Абебе (3200 метров, если  не ошибаюсь), помню, там играла музыка из кафе, где готовят тот самый знаменитый эфиопский кофе. Однако можно было почувствовать некоторое напряжение, исходившее от местных, и это понятно: уровень жизни в Эфиопии ниже, чем в ЮАР,  это видно по условиям, в которых живут люди. Несмотря на этот фактор, все улыбаются и проявляют гостеприимство. Конечно, мы видели только малую часть районов Эфиопии, как рассказывал наш гид, в северной части страны до сих пор живут племена в хижинах.

Катя. Спасибо тебе за прекрасный рассказ. Поделись, пожалуйста, какой самый главный инсайт ты вынесла из участия в саммите? Ты планируешь заниматься Африкой в будущем? Может, есть планы на академическую сферу: статьи, курсовые? Ты как раз владеешь французским и английским языками, которые очень распространены в Африке.

Эвелина. Да, так и есть. Свою курсовую я писала про обретение независимости бельгийским Конго. Причём связь с Африкой строилась как будто бы невзначай: меня очень заинтересовала тема курсовой, а в апреле так получилось, что я уже участвовала в международной модели ООН от МГИМО и представляла Демократическую республику Конго! На саммите Россия – Африка, который проходил в Санкт-Петербурге, я сопровождала делегацию Демократической республики Конго, поэтому Африка, и в частности Конго, меня не покидали.

Сейчас меня очень интересуют страны Магриба – Алжир, Марокко, Тунис. Поскольку французский с арабским – два главных языка, с которыми я хочу работать и дальше. Главный инсайт, который я вынесла из опыта участия в саммите – это важность коммуникации. Нетворкинг – это безумно важная сторона в развитии современного человека. Причём общаться нужно, если это возможно, в офлайн-формате, когда вы можете наладить полноценный эмоциональный контакт.

Катя. Эвелина, спасибо тебе большое за это интервью! Очень интересный и запоминающийся рассказ!