Основы и способы оценить себя закладываются с самого детства.
У ребёнка нет никаких осознанных целей. Если он чувствует страх, то есть если активировались определённые структуры мозга и он теперь чувствует страх, он автоматически будет производить какую-то реакцию. Эта реакция будет просто ответ на ощущения, которые мы называем страхом. Вообще это просто одни структуры мозга, активируют другие структуры мозга. Но мы именуем эти процессы как страх, который провоцирует нас на какие-то действия.
Если бы это был скажем древний человек, который почувствовал в темноте страх, и этот страх темноты вероятно спровоцировал бы его на какие-то действия. Может это было бы стремление к примеру спрятаться в пещеру. Возможно существуют в свою очередь какие-то структуры мозга, которые дают нам чувство покоя от подконтрольности и ограниченности пространства вокруг нас, ну гипотетически.
Вернёмся к ребёнку.
В его голове копится опыт общения с миром. Привык он опять же, что ему было спокойнее, когда его держали на руках. Он же не знает, почему ему от этого спокойно. И вот за отсутствием знаний об этом, у него рождается, или же скорее ему объясняют (не только словами, но и реакциями на поступки), концепцию "хорошего" и "плохого" поведения. В итоге ребёнок чётко увязывает спокойствие и хорошее поведение. Так зарождается основа самооценки. Если же родители имели крайне подвижную психику, то такие дети не получают чёткой структуры самооценки, что ведёт к их маргинализации.
Из этого мы понимаем, что самооценка не может существовать "от природы" - это концептуальное явление. Это идея, которая объясняет и структурирует определённые реакции, которые мы с вами можем почувствовать.
Что это нам даёт? А то, что значит мы сами вольны устанавливать её критерии. Они могут быть не всегда социально одобряемы для подавляющего большинства, и это может стать преградой, но тем не менее, такая возможность имеется! И да, это долгий путь, но возможный!