Найти тему
За чашкой кофе

Что рассказал ночной гость за ужином у костра об украденном шедевре. Майор Максимов в поисках артефакта

яндекс
яндекс

- Угощяйся, - Максимов подвинул сковородку ближе к пришедшему из темноты бородачу, отрезал от каравая приличный кусок хлеба и протянул гостю. - Сало ножом подцепляй, горячее. Тебя Райда зовут?

- Зови так, - неопределенно ответил бородач, не объясняя, и сам поинтересовался, - А ты из новых?

- Это как? - Не понял Максимов.

- Ну из нынешних значит.

- Считай, что так, - усмехнулся майор, - Петром зовут.

- Вот и познакомились.

- А ты хлеб в сковородку макай, вкуснее будет, - посоветовал Максимов.

- И правда что, - Райда попробовал и похвалил. - Все в прок.

- Не пробовал так раньше?

- Не приходилось, свиней у нас не держали.

Помолчали, пока ели. Сковородку умяли полностью, от каравая осталось совсем немного.

- Не объел я тебя? - Поинтересовался Райда.

- Завтра в Колучино все равно возвращаюсь.

- А тут что делал?

- Картину украли, ну ту, которую ты нарисовал.

- Хорошие дела, - встревожился гость. - Ты стало быть по сыскному ремеслу будешь?

- Сыскарь, - согласился Максимов. - Раньше нас также звали?

- Как только не звали, - неопределенно ответил Райда и поинтересовался, - А Паисий где.

- Вчера пропал, - майор пожал плесами, - не знаю, что и думать. Вот, шнурок с крестиком остался. - Максимов достал из кармана найденный предмет. - С ним-то что делать?

- У себя оставь.

- Себе? - Уточнил майор.

- Говорю же, у себя... не потеряй, храни пока.

- Как скажешь, - согласился Максимов и убрал крестик обратно. - Про Паисия, что думаешь?

- А что тут думать, - Райда пожал плечами, - человек слаб. А картина ему была доверена... Не уберег он значит, сыскарь?

- Не стал бы я так говорить...

- Не знаешь?

- Нет, - сознался Максимов, - а напраслину на человека наводить не хочу.

- Это как? - Не понял Райда

- Ну... оговаривать.

- Понятно. Оговор, он дорогого стоит.

- Вот и я о том же... Не пойму вот что. В церкви много добра разного, золота, серебра, а взяли твою картину. Иконой она считалась, причем чудотворной.

- Придумал себе человек забаву, - усмехнулся Райда и спросил, - А в котелке твоем что?

- Чай, пей, - предложил Максимов. - Раньше в этих краях такого не было.

- И правда что, - согласился Райда. - Такой травы в наших краях не растет.

- А это и не трава, - пояснил Максимов, - лист с кустарника, высушенный и измельчённый.

- Чудно, - Райда отпивал горячий чай из котелка маленькими глотками, - но вкусно, особенный запах от него.

- Паисий рассказывал, - Максимов не стал вдаваться в подробности рукописи монаха, - что с тобой в тот раз и Христо приходил, а потом и Миролюба появилась. - Майор сидел к портрету на скале спиной и почувствовал, как по ней пробежал холодок.

- Было дело, - вопрос не понравился Райде, - Да не виделись мы с тех пор больше... И Стража Паисию оставил. Не говорил про него ничего?

- Про собаку что ли?

- Значит говорил...

- Сказал только, что ты Стража ему оставил, а больше ничего.

- Пропал стало быть?

- Так выходит. А Паисия я бы винить не стал, - Максимов вернулся к вопросу Райды. - Просто на одном месте он усидеть не может...

- Бывает, - похоже Райда соглашался со всем. А может майор каждый раз попадал в самую суть.

- С вашей той встречи лет семьдесят уже прошло, а он таким и оставался...

- Поймал значит луч, - понял Райда.

- Он мне говорил, что можно только раз, - уточнил Максимов.

- Кто же это знает, никто знать не может...

- Я так же подумал. Вот сегодня он еще раз и попробовал.

- Ну, теперь за свою судьбу он сам ответчик... А крестик просто так с шеи упасть не мог. Шнурок-то целый?

- Целый. И не в руке же он его держал?

- И я о том же.

- А ты как думаешь, с лучом только время ускоряется? Ну вперед бежит?

- Ничего не думаю, и говорил уже, думать тут нечего...

- Может о картине своей расскажешь? - Максимов попытался вернуть разговор к украденному артефакту. - Паисий говорил, что изображения, ну образы на ней не каждому показываются. Их на самом деле два?

- Миру рисовал, - пояснил Райда, а почему она на картине за старца спряталась... сам не знаю. И кто старец тот, тоже невдомек.

- Сейчас говорят, что Николай Чудотворец.

- Не знаю, кто такой.

- А про Миролюбу, что Богородица... Старец чаще показывается, а Богородицу только раз и видели... По всему выходит, шедевр ты нарисовал.

- Говорю же, странные люди...

- А ты себя больше человеком не считаешь? - Максимов спросил и тут же пожалел об этом.

Райда замолчал и вроде даже как уходить собрался.

- Ты прости меня! - Тут же поправился майор. - Не то хотел сказать...

- В самую точку ты, - перебил Райда и смотрел теперь мимо Максимова ему за спину, смотрел чуть ли не с испугом.

И Петр опять почувствовал озноб в спине, невольно обернулся и успел увидеть, как блеснули глаза на потрете Миролюбы.

- Не сама ли решила пожаловать? - Прошептал Райда. - Пора мне, сыскарь. Одно знаю, таких картин семь должно быть. Каждая нарисована отдельным человеком... А вот зачем? Только она знает... С каждым жила, ремеслу учила, как и меня. Со мной дочь прижила, как с другими, не знаю... - Вроде эти слова Райда говорил не торопясь, но когда Максимов повернулся к костру, то гостя уже не оказалось, остался только деревянный чурбачок.

Петр встал с бревна, оказывается ноги затекли и распрямились с трудом. К костру по неглубокому снегу вели два следа Райды. Бородач пришел со стороны, где был когда-то похоронен, от березы, выросшей на его могиле, а ушел почему-то к лесу, совсем в другом направлении.

Миролюба, которой почему-то испугался Райда, не появилась. Максимов подошел к ее портрету и опять потрогал. Скала оставалась по прежнему холодной и шершавой. А мелькнувший в темноте искрометный взгляд можно было объяснить тем, что просто померещилось в темноте. Искры от костра могли сыграть такую шутку.

Пошел снег, пожалуй первый раз за осень падал крупными хлопьями. Костер почти догорел, и остававшиеся мерцающие угли недовольно шипели. Петр забрал котелок с остатками чая, пустую сковородку и ушел спать в пещеру, перегородив вход новым притвором.

Следующий день выдался пасмурным. Снег прекратился, но за ночь его навалило прилично. Максимов не стал разводить огонь в очаге, тем более в уличном костре. Доел горбушку каравая и запил оставшимся с вечера холодным чаем. События прошлого вечера утром стали казаться сном. Разговор с гостем помнился плохо. А приходил ли он вообще, определить было невозможно.

Снег спрятал все следы, если такие и были. Правда под ним возвышался чурбачок, на которым сидел бородатый гость. Только этот обрубок дерева мог быть здесь и раньше. Возможно Максимов сам поставил его, но так и не расколол, дров хватило. Сковородку жареного сала мог тоже съесть один, впрочем как и хлеб.

Петр закинул рюкзак за спину и отойдя от пещеры все же обернулся, хотя тем самым нарушал свое же правило, выработанное годами службы. Портрет Миролюбы хотя и был на вертикальной стене, залепило ночным снегом, он как бы спрятался от взглядов людей, впрочем крайне редко посещавших это место. Максимов больше не почувствовал никакого взгляда, место как опустело, и отправился в Колучино, куда надо было добраться до ночи.

1 глава, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27

________________________

Антология произведений о Максимове