Мой разум наполняют существа,
Что поразят твоё воображенье!
То части темного нутра и естества,
Что в людях уж покоятся в забвении.
( Регина Зайнуллина «Колесо Года»)
Что первое приходит в голову при упоминании праздников Колеса года? Бурное веселье, полный стол, гадания, богато украшенный дом, красивый алтарь. Но все ли так радужно в каждый праздник?
Давайте для начала окунемся в историю Викки и викканских традиций. Викка - неоязыческая традиция, которая была популяризирована в 1954 Джеральдом Гарднером. Викка в переводе, кстати, «wicca» — «ведьма» или «wican» — «сгибать». Синонимами считаются «Ремесло» или «Старая Религия». И тут тоже есть интересный момент, но о нем как-нибудь в другой раз.
Основным постулатом викканства является поклонение силам Природы в виде мужского и женского начала, т.е. Богу и Богине. В некоторых источника можно встретить такую ремарку как созидательные силы природы, но у любого процесса есть две стороны и созидание невозможно без разрушения. И этим как раз мы подходим к теневой стороне праздников Колеса года.
Все праздники Колеса года неразрывно связаны с природными явлениями, такими как смена времен года, посадка урожая, всходы и его сбор. Все же празднование этих праздников не совсем связано с Колесом Года. Эти праздники уходят своими корнями в совсем древние времени, когда у людей был только аграрный календарь и лунный (да Луна играла очень важную роль – её можно было как «украсть» (грешили ведьмы да маги), так и призвать и отблагодарить). Но все же астрономия как наука появилась в средневековье, и многие природные явления для наших предков были чем-то необъяснимым (хотя ,как по мне, все, что происходит в природе ,да и физика – яркие примеры магии))))
Но возвращаясь к праздникам Колеса года. Всего их 8 и среди них есть саббаты и эсбаты(полнолуния). И каждый из них имеет свой теневой аспект.
Давайте условимся, что мы начнем рассматривать праздники с Самайна ( он же Хэллоуин, День всех святых, Самхейн (Samhein).
Самайн выпадает на 31 октября (хотя можно встретить версию,что он захватывает ещё 1 и 2 ноября (например День Мертвых в Мексике празднуется именно в эти дни). Октябрь сам по себе уже месяц первых холодов, сбора урожая, забива скотины, да и то время, когда особо не походишь по улице. Стоит особо подчеркнуть то, что в целом уровень смертности начинает повышаться как раз с первых холодов -да и Самайн в целом праздник, который воспевает смерть во всех её обличиях – от смерти природы ( а в октябре природа уже активно уходит в спячку, что в целом равносильно своеобразному увяданию) до определенных ритуальных работ, связанных с благополучным проживанием темного, холодного времени суток. Тематика смерти будет основной практически во всех праздниках вплоть до Остары, которая откроет дверь в уже более теплые аспекты, пусть и теневые.
Самайн открывает дверь зиме , и на встречу нам выходит прекрасный, холодный,темный во всей своей красе Йоль. Йоль обычно связывают с Новым годом, но в Йоле нам открывается тема мародерства, человеческого холода и жестокости,что крайне созвучно как с временем года, так и в целом тематике праздника. Традиционно считается,что в Йоль идет война между двумя Королями, что тоже довольно значимо – декабрь и январь являются самыми холодными месяцами в году, но после зимнего солнцестоятния начинает прибавляться день,что позволяет условному «добру» одержать победу над условным «злом», да и для человеческого мозга прибавление светового дня воспринимается уже легче, убирая негативный аспект восприятия времени.
Имболк позволяет нам уже начать греться в первых лучах солнца, не смотря на то,что праздник выпадает на февраль. Теневым аспектом является детская смертность, да и меланхолия, страх, нервозность. Но Имболк – праздник,который закрывает ворота тьмы и холода и пускает первое весеннее тепло – Остару. Остара – она же Пасха- праздник возрождения, первого легкого вздоха после зимы. Теневые аспекты – страх, жадность, ограничения, болезни. От Бельтайна до Лугнасада основным теневым аспектом будет праздность, порой агрессия, излишний трудоголизм, эгоцентризм. Последним праздником является Мабон со своим чревоугодием, праздностью, ленностью и притупленным вниманием к мелочам.
В тексте выше упомянуто условное «добро и зло», что не случайно - как мне кажется нет чистого добра и чистого зла – все рождается друг из друга и все есть в своей пропорции в каждом человеке. Соблюдая баланс и найдя подход к каждой части личности можно войти в состояние баланса, но удержать его – задача не всегда легкая, но всегда решаемая.
Ваша Сова