Прежде чем на него попасть нужно пройти еще бульвар Пуассоньер, т.е. Рыбный, названный так поскольку дорога, ведущая через него, служила со средних веков для доставки рыбы в город
и увидеть кинотеатр 1932 г. постройки, в стиле ар-деко, знаменитый Le Grand Rex
потом бульвар Бон-Нувель,
Сен-Дени, Сен-Мартен и одноименные ворота, открывающие путь в бывшие предместья.
На бульваре Сен-Мартен до сих пор работают театр "Ренессанс" с 1873 г. и театр "У ворот Сен-Мартен", открытый аж в 1781 г. как зал для парижской Оперы, чьи помещения в Пале-Рояль только что сгорели.
Еще один знаменитый театр на этом бульваре "Амбигю-комик" был открыт еще раньше, в 1769 г., и до 1827 г. он работал на следующем бульваре Тампль, вот его то и называли бульваром Преступлений, из-за количества убийств, краж, адюльтеров, которые ежевечерне происходили на сценах его многочисленных театров: с 1827 г здесь находился цирк Олимпик, театр канатоходцев "Фюнамбюль", театр "Гэте", "Фоли-Драматик", а в 1847 открыл Исторический театр А. Дюма премьерой "Королевы Марго".
А вот эта картина демонстрирует уровень популярности театральных представлений в Париже, говорили, что парижане скорее останутся без обеда, чем без вечернего похода в театр.
На бульваре Тампль выступали и уличные артисты, самыми знаменитыми был дуэт Бобеша и Галимафре, двух мастеров из Сен-Антуанского предместья, которые сначала веселили своих коллег-обойщиков, а потом решили поменять профессию. Бобеш был саркастичен и хорош собой, Галимафре - кругл и добродушен, классический дуэт, который лет 20 с огромным успехом развлекал публику.
Но в остальном, бульвар Тампль в XIX был местом скучной старомодной буржуазии, как и соседний район Марэ, и модная публика там не показывалась до той поры, пока владелец Турецкого кафе господин Бессон не начал устраивать в саду концерты, предприимчивые люди тут же стали предлагать за деньги стулья, чтобы слушать концерты не заходя внутрь.
К 1836 г. хозяин расширил состав оркестра и возглавить его пригласил дирижера и композитора Луи-Антуана Жюльена, самого красивого мужчину в Париже того времени.
«он отличался покоряющей красотой, в которой одновременно было нечто совершенно неприступное. Он появлялся, отделенный от публики стеклом, словно одна из тех восковых кукол, которых выставляют в своих витринах парикмахеры. Или, скорее, портные. Ибо эта красота складывалась не только из того, что его сожженные щипцами волосы напоминали парик, что его усики казались нарисованными, а лицо озаряла вечная улыбка, - она была также следствием той заботы, какую он уделял своей фигуре. Мало того, что он всегда одевался по последней моде, - в довершение он носил еще кружевное жабо, на котором сверкал алмаз, а чтобы голые руки не производили неприятного впечатления - перчатки чуть желтоватого цвета.» Зигфрид Кракауэр. "Жак Оффенбах и Париж его времени."
(Здесь, кстати, можно прочитать про самую красивую женщину примерно этого же времени.) Кафе процветало, на балы Жюльена публика текла рекой, потому как он еще и организовывал их сам, с фейерверками и пушечными залпами. Разорился и умер в 48 лет. А в зале кафе для сонных местных жителей Марэ было специально место, отгороженное ширмой, скорее всего, чтоб они своим видом не смущали модную публику, чем наоборот.
Еще популярностью на бульваре лет 80 пользовался Кабинет восковых фигур немца-врача Курциуса, открытый около 1780 г. Трудно представить, какая это была диковина для того времени, мадам Тюссо, как утверждают, его ученица, достойно продолжила дело. После революции Кабинет все еще работал и был популярен, несмотря на то, что был темным и прокуренным.
Он вылепил королей, великих писателей, хорошеньких женщин и знаменитых воров; <...>, увидите королевскую семью, восседающую за вымышленным банкетом; рядом с королем сидит император. В дверях зазывальщик громко выкрикивает: "Пожалуйте, господа, пожалуйте! Взгляните на парадный ужин, входите, здесь все точь-в-точь, как в Версале!" За вход берут по два су с человека, дядюшка Курциус за показ своих раскрашенных манекенов собирает порой до ста экю в день. Л-С. Мерсье. "Картины Парижа".
Сегодняшний бульвар Тампль - это малая часть, оставшаяся после работ Османа по благоустройству (как же "люблю" это слово) и расширению этого участка бульваров именуемого Шато-д'О (Château-d'Eau). Так назывался фонтан, снабжавший водой жителей Марэ с 1811 г.
А уже в 1880-х установили огромную статую Республики в окружении свободы, равенства и братства и появилась современная площадь Республики, где все митинги парижские проходят.
Про другие бульвары еще много здесь
А в телеграм - тыквы и #кинопропариж