Зачем задают домашнее задание? Чтобы дети изучили больше, чем учитель может дать на уроке, закрепили знания, потренировали навыки. Однако дети зачастую воспринимают домашку как наказание, а родители мучатся, усаживая школьников за уроки. В итоге вся семья засиживается до поздней ночи за решением задач, проектами и повторением исторических дат. Две новости: хорошая и ещё лучше. Хорошая: любое дело, даже самое сложное, можно оптимизировать, это сократит время подготовки и уменьшит негатив. Новость ещё лучше: на некоторых этапах обучения качество и количество выполняемой домашки мало влияет на успеваемость.
Сколько тратить времени на домашнюю работу?
Согласно действующему сейчас в России СанПиН, ученики должны тратить на домашнюю работу:
- 1-й класс — нет домашних заданий;
- 2–3-й класс — 1,5 часа в день;
- 4–5-й класс — 2 часа в день;
- 6–8-й класс — 2,5 часа в день;
- 9–11-й класс — 3,5 часа в день.
Кстати, Национальная ассоциация образования США советует пользоваться правилами 10 минут. В каждом следующем классе на домашку тратится на 10 минут больше, чем в предыдущем. Первоклассник должен делать уроки за 10 минут, второклассник — за 20 минут и так далее. В выпускном классе на домашние задания должно уходить не более 2 часов.
Всё дело в том, что проведённые в США исследования показали, что домашняя работа несёт пользу, если на неё уходит не более 2 часов. В противном случае накапливается усталость, а мотивация к учёбе падает.
В России Научный центр здоровья детей провёл исследование учебной нагрузки. Оно показало, что суммарная образовательная занятость детей 5–9-х классов составляет 10–13 часов в день. Помним, что продолжительность рабочего дня для взрослого — 8 часов в день. Дети переутомляются, недосыпают, а это сказывается на физическом и эмоциональном здоровье.
Итак, если вы видите, что ребёнок слишком долго засиживается за домашкой, то лучше отправить его отдыхать. Уставший мозг, скорее всего, уже не запомнит состав почвы и площадь Мирового океана.
Домашнее задание как привычка
Режим дня — всему голова. Приучите ребёнка садиться за уроки в одно и то же время. Так выработается привычка. Мозг перестанет сопротивляться тому, что надо делать домашнюю работу.
Можно ещё больше упростить себе задачу и ввести ритуал. Например, перед тем как начать домашнюю работу, проветрить комнату, выпить чашку чая или разложить учебники по порядку выполнения заданий. В итоге мозг привыкнет к рутине и будет легко настраиваться на работу.
Часто мы слышим совет: делать домашнюю работу сразу после школы. Однако ребёнку нужен качественный отдых и обед. Лучше после школы поесть, погулять, а потом садиться за уроки. Но это идеальный распорядок дня. Учитывая количество дополнительных занятий, часто приходится делать домашнюю работу когда придётся, а не когда надо.
Сначала сложное, потом простое
Логика простая: если школьник потратит силы на лёгкие задания, то на сложные ресурсов совсем не останется. Кроме этого, будет мучить мысль о том, что самое сложное ещё впереди.
Можно чередовать точные и гуманитарные науки. Смена деятельности — это своеобразный отдых.
Большие задачи надо разбивать на мелкие
Одна из самых популярных техник тайм-менеджмента — есть слона по кускам.
Если у вас большая задача, к которой страшно подступиться, разбейте её на куски.
Допустим, задали проект. Что к нему надо сделать? Найти информацию, провести эксперимент, оформить и т. д. Делайте последовательно.
Делайте перерывы
Каждые 20–30 минут прерывайтесь на отдых. Если мотивации маловато для домашки, то награждайте себя чем-то приятным: конфетой, общением с другом и т. д.
Мозг умеет работать в фоновом режиме. Вы гуляете, а он в это время продолжает обдумывать задачу, которая никак не даётся.
Если есть сложности, случился «затык», то стоит переключиться, а потом взглянуть на задание свежим взглядом.
С устными предметами примерно такая же ситуация. Поговорите с кем-нибудь на тему, которую задали выучить. Необязательно в диалоге. Можете просто рассказать родным про строение дождевого червя. Когда вы проговариваете мысль вслух, она лучше усваивается, структурируется, автоматически выделяется главное.
Читать книги, заданные по литературе, можно вообще перед сном. От этого будет двойная польза: крепкий сон и прочитанное произведение.
Задействуйте разные типы памяти
Немного науки. Существует три структуры памяти:
- сенсорное хранилище — информация хранится короткое время;
- кратковременное хранилище — сохраняет небольшой объём данных в течение более длительного времени, чем сенсорное хранилище;
- долговременная память — хранит много данных в течение длительного времени.
Когда вы готовитесь к урокам, надо, чтобы информация попала в долговременную память. Чаще всего там закрепляется информация, которая повторяется несколько раз разными способами.
Если вам надо что-то запомнить, например параграф по истории или стихотворение, начинайте учить в тот же день, когда получили задание. Например, прочитайте несколько раз. На следующий день можно прочитать вслух, пересказать кому-нибудь. На третий день составить письменную схему параграфа.
Если вы взглянули на стихотворение и понимаете, что знаете его, не верьте себе. Надо его продекламировать. Узнавание и запоминание — это разные вещи.
Ищите поддержку
Иногда проще заниматься в компании. Например, обсуждать сложные задания или декламировать друг другу стихи, пересказывать параграфы учебника.
Это всё ведёт к запоминанию, поскольку задействованы разные типы восприятия информации.
Важно, чтобы партнёр помогал, а не отвлекал.
А сейчас обещанное исследование о взаимосвязи успеваемости и количества сделанной домашней работы.
Профессор Дьюк Купер — автор крупного метаанализа образовательных исследований с 1987 по 2023 год. Цель — изучить взаимосвязь успеваемости и привычки делать уроки. Вывод следующий: домашняя работа влияет на успеваемость, но её влияние выше в старших классах.
Так, младшие школьники могут вообще не делать домашку и при этом хорошо учиться. В средних классах тоже можно быть успевающим даже без домашки, а вот в старших классах уже невозможно учиться без домашней работы.
Однако нельзя сказать, что младшие и средние школьники должны пренебречь домашкой. Во-первых, если к старшим классам не будет сформирована привычка делать дополнительные задания, то потом сложно будет себя переучить. Во-вторых, школьные учителя работают по российским образовательным стандартам, где прописано наличие домашнего задания. Если его не будет, то можно привести сколько угодно научных статей — двойку всё равно поставят. В-третьих, американская система образования несколько отличается от российской, как мы уже могли догадаться.
Зачем же мы тогда об этом пишем? Чтобы снять с вас лишнюю ответственность. Учёба учёбой, но эмоциональное выгорание, тревожность, переутомление никому ещё не принесли пользы. Если чувствуете, что сил нет, информация в голове не помещается, — поспите.