Проблема с общественными туалетами в России встала особенно остро в XIX веке: их попросту не существовало и нужно было решить этот деликатный вопрос. Ведь города, особенно столицы, развивались, заполнялись людьми и превращались в культурные и торговые центры. Сложно было наслаждаться прогулкой, идя по улицам, на которых мужчины без стеснения справляли нужду прямо на углу или во дворе. К тому же в тёплое время года запах в той же Москве стоял просто невозможный.
Местные жители пытались бороться с этой проблемой самостоятельно. Они ставили ушаты в своих дворах, надеясь сохранить порядок и чистоту. Но те очень скоро наполнялись. В 1867 году чиновники предложили соорудить на улицах общественные писсуары. Но эта инициатива не имела успеха: в Москве не было центральной канализации, к которой их можно было бы подвести. Поэтому люди продолжили делать свои дела там, где приспичит. Хотя среди них находились и те, кто бежал в гостиницу и за небольшую плату уединялся в комфорте.
В 80-ых годах этот вопрос сдвинулся с мёртвой точки. Какими были первые общественные уборные, почему люди относились к ним с подозрением, а знать отказывалась их посещать – расскажем в этой статье.
Первые общественные уборные в Москве стали появляться, начиная с 1880-х годов. Они представляли собой довольно неудобные круглые сооружения с пятью перегородками. На полу лежала решётка, сквозь которую уходили нечистоты. Стены были выкрашены чёрной краской, чтобы скрыть грязь. Самым странным решением «архитекторов» было оставить клозет без крыши. Благодаря этому любопытные жители верхних этажей могли лицезреть уединившихся посетителей. Что было там во время дожей и снегопада и говорить не приходится.
После 1898 года писсуары некоторых уборных стали соединять с появившейся канализацией. Однако по большей части общественные клозеты были предоставлены самим себе. Не удивительно, что многие из них приходили в негодность, засорялись и постоянно лишались дверей. Более состоятельные граждане старались обходить эти отхожие места стороной. Другим же приходилось довольствоваться тем, что есть. Кстати, общественные туалеты для женщин имели более деликатное строение, хотя и в них тоже было достаточно грязно. Ведь чистота помещения оставалась на совести посетителей. Никто не проверял их техническую и санитарную сохранность.
В XX века в Москве стали строиться ретирады, павильоны для мужчин и женщин. В них устанавливались не унитазы, а чаши, вкрученные в бетон. Поскольку власти боялись, что простолюдины сломают чаши, пользовались ретирадами не все представители низких сословий. В 1905 году в миллионной Москве насчитывалось всего десять ретирад и 38 писсуаров старого типа. Ещё в 1899 году французский предприниматель Гайо предлагал установить в Москве общественные уборные на манер парижских. Но чиновники отказались от такой роскоши. Причиной они назвали узость московских улиц и отсутствие места для строительства павильонов. Они решили строить подземные ретирады.
Всего в Москве в начале XX века их было четыре. Самой приличной считалась та, что располагалась на Театральной площади. В ней были не только унитазы с деревянными сидениями, но и умывальники с мылом и полотенцем. Однако пользоваться ими могли лишь те жители и гости столицы, которые могли позволить себе отдать за удобство пять копеек, по тем временам это довольно много. Минусом этих ретирад были слишком короткие перегородки (всего 71 сантиметр). Не всем было комфортно справлять естественные потребности в таких условиях. Построенная позже других ретирада на Сухаревской привлекала посетителей тем, что имела индивидуальные кабинки.
Как показала практика, эти заведения довольно быстро окупали себя. Общий годовой доход с московских общественных туалетов составлял 29 тысяч рублей. Они были не только гораздо чище своих первых аналогов, но и удобнее: в подземных ретирадах были вода, электричество и тепло. В 1914 году чиновники хотели усовершенствовать эту систему, но из-за войны от идеи отказались. Деньги из казны направились не на благоустройство, а на военные нужды.
Ещё больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!