Найти тему
Музей РКК

Гуманистические традиции в имперский период ч.1

Продолжаем рассказывать про развитие гуманистических традиций в Российском государстве ;)

В первой части мы отправились во времена Древней Руси, узнали, каким стало благотворение с принятием христианства в качестве государственной религии , как при этом позиционировала себя церковь и проследили, в как развивалась государственная политика в сфере призрения.

Продолжаем путешествие сквозь века — сегодня переходим к имперскому периоду нашей истории.

Политика Петра I (1672-1725)

Портрет императора Петра I. Богацкий Н. Т, 1890 г.
Портрет императора Петра I. Богацкий Н. Т, 1890 г.

Петр I стремился регламентировать призрение (т.е помощь нуждающимся) таким образом, чтобы из ведения церкви оно перешло под контроль государства.

На государство он смотрел как на военный корабль — «символ организованной, рассчитанной до дюйма структуры, воплощение человеческой мысли, сложного движения по воле разума человека».

На корабле не следовало находиться лишним людям. Дворянину надо было служить, священнику — молиться, купцу — торговать, крестьянину — пахать. Просящим милостыню места не было. Больным и немощным должно было находиться в богадельнях. Здоровых, которые не служили и не трудились, Петр требовал наказывать и определять в работу. Бродяжничество и попрошайничество жестоко преследовалось.

Что делает Петр I в сфере благотворительности?

  • Организовывает строительство государственных сиротских домов, больниц и домов призрения, которые стали первыми в России светскими некоммерческими организациями со статусом публичного учреждения;
  • Издает Указы, согласно которым неспособных к труду людей помещают в госпитали и богадельни, а престарелым и инвалидам выдаются “кормовые деньги” из казны;
  • Призывает состоятельных граждан вкладывать “милостные” средства и продукты в богадельни и госпитали;

В петровское время вышло около 20 указов против нищенства, один из которых под страхом жестокого наказания запрещал просить милостыню, а за подаяние налагал штраф. Борьба с нищенством была поручена полицейским властям.

Однако репрессивные меры, широко применявшиеся Петром для искоренения нищенства, были малоуспешны.

Важным итогом политики Петра I стало то, что общественное призрение в значительной степени ушло из ведения духовенства и стало предметом государственных забот.

Политика Екатерины II (1729-1796)


Петр Дрождин, Портрет Екатерины II, 1796 г.
Петр Дрождин, Портрет Екатерины II, 1796 г.

«Объявляем всем и каждому.
Призрение бедным и попечение о умножении полезных обществу жителей, суть две верховные должности и добродетели каждого Боголюбивого владетеля.
Мы, питая их всегда в нашем сердце, восхотели конфиромовать ныне представленный Нам генерал-поручиком Бецким проект с планом о построении и учреждении общим подаянием в Москве, как древней столице империи Нашей, Воспитательного дома для приносных детей с особым гошпиталем сирым и неимущим родильницам»

Манифест об “Учреждении Московского Воспитательного дома”, 1763 г.
Воспитательный дом, Москва, 1883 г.
Воспитательный дом, Москва, 1883 г.

В самом начале правления Екатерина II издает Манифест об “Учреждении Московского Воспитательного дома”, основателем которого вместе с Екатериной II стал также генерал-порутчик и личный секретарь Екатерины II Иван Бецкой.

Портрет Бецкого И.И. Александр Рослин, 1770-е годы
Портрет Бецкого И.И. Александр Рослин, 1770-е годы

Московский Воспитательный дом — благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников. Воспитательные дома являются предшественниками современных детских домов. При создании Московского Воспитательного дома Екатерина первой передала в фонд 100 тысяч рублей и продолжала делать пожертвования ежегодно.

В 1770 году по образцу Московского Воспитательного дома был открыт
Воспитательный дом в Петербурге.

При Екатерине II происходит становление государственной благотворительности и некоммерческих организаций.

Согласно важнейшему законодательному акту
“Учреждение для управления губерний Российской империи” (1775), в каждой губернии создавались приказы общественного призрения, то есть узаконенная система государственной помощи.

Приказы открывали и брали под контроль народные школы, заведения для умалишенных и неизлечимых больных, госпитали, больницы, богадельни, сиротские и смирительные дома. Для учреждений, подконтрольных приказам, была разработана своя система источников финансирования: они получали как государственные средства, так и деньги от благотворителей.

Также при Екатерине II появляются:

  • Сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев. В России это стало благотворительной новацией. Первый такой воспитательный дом с госпиталем для бедных рожениц был открыт в 1764 году в Москве как государственное учреждение.
  • Сиротские дома — учебные заведения для детей неимущих родителей (купцов, чиновников, канцелярских служащих, мещан и цеховых), которые "по бедности своей не имели средств устроить детей в какие-либо училища".
  • Первые всесословные больницы для бедных: Павловская (1764) и Екатерининская с богадельней при ней (1776). В учреждениях, подчиненных приказам общественного призрения, нуждающихся лечили, как правило, бесплатно.

Павловская больница. Главный корпус. 1910 г.
Павловская больница. Главный корпус. 1910 г.

Екатерининский богадельный дом на Стромынке, 1913 г.
Екатерининский богадельный дом на Стромынке, 1913 г.

Покровительствуя благотворительности, Екатерина не объявляла призрение прямой обязанностью государства. Чтобы не обременять казну, она решила создать и содержать воспитательные дома «на едином самоизвольном подаянии от публики». Образованные в 1775 г. учреждением о губерниях приказы общественного призрения были органами государственной власти, но имели право привлекать благотворительные пожертвования.

Итак, при Екатерине II были заложены принципы, на которых впоследствии развивались благотворительные учреждения призрения под покровительством дома Романовых: демонстрация заботы монаршей власти о подданных; придание этим учреждениям государственного характера, но исключение их из общей системы государственных органов империи; финансирование, как на основе благотворительности, так и с использованием казенных средств.

Список используемой литературы:

  1. Ю. Годунский. Откуда есть пошла благотворительность на Руси. Журнал “Наука и жизнь”
  2. Стоглав. Текст. Глава 73 // Российское законодательство X-XX веков. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / под общ. ред. О.И. Чистякова
  3. Карпун К.М. Из истории нормативного регулирования и практики некоммерческих организаций в России (досоциалистический период)
  4. Балязин В. Александр Благословенный. М.: Армада, 1998
  5. И. В. Зимин, А. Р. Соколов. «Благотворительность семьи Романовых. XIX – начало XX в. Повседневная жизнь Российского императорского двора»
  6. Н. А. Найдёнов. Москва. Виды некоторых городских местностей, храмов, примечательных зданий и других сооружений. М., 1884. Изд. Кушнерёва, фототипия Шерер Набгольц и Ко.
  7. С.И. Гаврюшин. Императрица Мария Федоровна и её деятельность по созданию системы благотворительных учреждений в России
  8. Благотворительный фонд «РУСФОНД». Ведомство учреждений Императрицы Марии
  9. Т. Пелипейко “Цари и благотворительность”. Журнал “Дилетант”
  10. Департамент культурного наследия города Москвы. Павловская больница. Главный корпус. 1910 г.