За три года автомобили без водителей подешевели в 10 раз и получили сотни полезных навыков, однако до сих пор не нашли массового применения на российских дорогах. Рассказываем, почему это до сих пор не произошло.
ИИ ещё учится
На дороге общего пользования беспилотный автомобиль должен быстро и правильно реагировать на множество ситуаций: считывать сигналы других машин, помнить об интересах пешеходов, корректировать режим движения в соответствии с погодой, не теряться в нестандартных ситуациях.
Чтобы в будущем справляться с такими задачами, беспилотные машины проезжают сотни тысяч километров в тестовом режиме — иногда в присутствии человека. Бортовой компьютер собирает информацию, которую потом используют для обучения новых, более совершенных автопилотов.
Нет «умной» инфраструктуры
Многие разработчики предлагают внедрять систему v2x, или vehicle-to-everything. Она предполагает, что в объекты дорожной инфраструктуры — в полотно, светофоры, мачты освещения — будут встроены датчики, передающие в автомобиль данные о ситуации на дороге и рядом с ней. Это может быть информация о разметке, скрытой под снегом, или прогноз загруженности следующего перекрёстка. Пока эта система только в проектах.
Мало вышек 5G
Быстро передавать большие объёмы информации должна связь 5G. В России эта технология пока работает в тестовом режиме на отдельных территориях. Например, на трассе M11 вышки 5G Ready поставили в октябре 2021 года.
В середине августа Минцифры представило стратегию развития отрасли связи, по которой к 2030 году сетями пятого поколения покроют 25% территории, а к 2035-му — более половины.
Дорогое производство и обслуживание
Сейчас беспилотные автомобили стоят в 2—3 раза дороже обычных, а в 2020 году стоили примерно в 10 раз больше. Обслуживание беспилотников в настоящее время может быть дороже, чем оплата работы водителя. Однако с увеличением их числа ожидается снижение затрат на производство и обслуживание.
Технологии развиваются быстрее, чем законодательство
По Венской конвенции о дорожном движении, за рулём транспортного средства на дороге обязательно должен быть человек. В 2021 году Россия инициировала внесение в конвенцию соответствующих поправок, но решение пока не принято — надо наработать успешный опыт. Этому поможет экспериментальный правовой режим. С января 2021 года его ввели для некоторых трасс Федеральным законом № 258-ФЗ.
Ещё одна законодательная проблема — кто будет отвечать в случае ошибок беспилотного авто. Для её решения уже разработали несколько ГОСТов, например ГОСТ Р 70249-2022.
Главная роль у логистики
Одним из драйверов мирового рынка беспилотных автомобилей будет массовое внедрение автономных такси. Но, вероятнее всего, это планы на 2030—2035 годы и позднее, когда в городах появятся системы v2x и 5G. Причина в более сложных условиях: трафик более разнообразный, а дороги часто пересекают пешеходы.
Автономные шоссейные тягачи массово появятся на 10—15 лет раньше, чем беспилотные такси. В России уже сейчас делают ставку на использование беспилотников в логистике.
Кейс компании, которая одной из первых в стране внедрила коммерческие перевозки беспилотными автомобилями, читайте на СберПро Медиа.
#Технологии #Тренд #ИИ