Страница светлая, весёлая, киношная. И другая — по-своему героическая, с трагедийным финалом… Это из недолгой жизни футболиста Николая Трусевича. Удивительным образом он и его судьба оказались причастны к двум знаменитым фильмам советской эпохи - «Вратарь» и «Третий тайм». А также и к третьей киноленте, снятой уже в новом веке - «Матч».
От арбуза до сборной Союза
В далёком детстве мой поход на «Вратаря» состоялся по инициативе папы, Афанасия Петровича, страстно любившего спорт. Так понравилось, что захотелось немедленно пойти на это кино ещё раз, а потом ещё... Смешно, увлекательно, и так много футбола! И почти сказочный герой, настоящий атлет, пусть и в соломенной шляпе. И невероятно ловкий в обращении с пузатыми арбузами, которые он ловил десятками при разгрузке на волжском берегу.... Где, кстати, и заметили «жонглёра» Антона Кандидова московские гости, имевшие прямое отношение к футболу.
А далее было приглашение в столичную команду «Гидраэр». Тот шанс, которого он, Антон, не упустил и с которого началось его восхождение от грузчика до стража ворот сборной СССР... Фантастика? Но фильм утверждал: в первой стране социализма возможно всё, если ты готов трудиться по-стахановски.
… Сейчас, пересматривая ленту (её нетрудно найти в Сети), понимаю, как много в ней наивного. Но «Вратарь» все равно очаровывает своей энергией, юмором, жизнерадостностью. И прекрасной музыкой Исаака Дунаевского.
Никогда не поздно рассеять собственные заблуждения. Ваш корреспондент считал, что прежде был роман писателя Льва Кассиля «Вратарь республики» (прочёл его тоже мальчишкой, на одном дыхании), а потом - экранизация книги. На самом деле Кассиль и его соавтор Лазарь Юдин вначале написали сценарий. А уже после большого успеха картины Лев Абрамович засел за гораздо более объёмное повествование. Книга вышла в свет в 1937-м.
«Динамо» играет в кино
Любимые сцены во «Вратаре»? Конечно же, те, где сборная СССР с Кандидовым в воротам сражается в международном поединке с командой «Чёрные буйволы» из неназванной капстраны. Лишь через десятилетия узнал, что киноматч состоялся благодаря участию в нём футболистов киевского «Динамо». И что ради съёмок они пошли на рискованный шаг — не поехали на матч Кубка страны в подмосковный Егорьевск, вылетели из турнира и даже могли быть наказаны отлучением от очередного чемпионата Союза (тут, что называется, помиловали).
27-летний Николай Трусевич, уроженец Одессы (где и раскрылся его футбольный талант в командах «Пищевик» и «Динамо») тогда выступал за киевлян первый сезон. И уже выиграл с ними весенний* чемпионат Союза. Что касается фильма, то один из источников в интернете упоминает, что именно он, Трусевич, был консультантом во время работы над «Вратарём». Весьма интересный факт — но подтверждений ему я не нашёл. Напротив, осведомлённый сайт «Кинопоиск» сообщает, что другой вратарь динамовцев, старожил клуба Антон Идзковский в течение двух месяцев натаскивал актёра Григория Плужника, сыгравшего роль Кандидова. А, кроме того, сыграл голкипера «Чёрных буйволов».
Хотя, полагаю, и без Трусевича никак не обошлось. Моя версия: он стал дублёром главного героя в тех кадрах, где требовалось предъявить истинное вратарское искусство — не показывая лица, но показывая класс!
Из концлагеря на стадион. И обратно...
В начале лета 1941-го они ещё играли в чемпионате страны — Николай Трусевич и его друзья-динамовцы. И вдруг война — большая, страшная… По сохранившимся сведениям, вратарь, как и многие другие спортсмены, был мобилизован в армию. Воевал в составе истребительного батальона Киевского укрепрайона, попал в плен… И счастливым образом освобожден — о нём и других мастеровитых футболистах, оказавшихся за колючей проволокой, вспомнили некие влиятельные люди, служившие теперь оккупационным властям.
Трудоустроили на хлебозаводе — там и появилась на свет новая команда «Старт» из недавних игроков киевских «Динамо» и «Локомотива», одесского «Спартака». Википедия свидетельствует, что с 7 июня по 18 августа 1942-го «Старт» успел провести ряд матчей — преимущественно с соперниками из расквартированных в городе германских и венгерских военных частей. И одержал победы во всех играх.
6 августа поражение со счетом 1:5 потерпели гитлеровские лётчики и механики с местного аэродрома плюс зенитчики, объединённые в команде «Флакельф». Повторная встреча 9-го числа должна была стать реваншем. Перед игрой в раздевалку наших зашёл офицер в чине полковника. И потребовал: или проиграете сегодня, или будете расстреляны!
Свой выбор они сделали — бесстрашный, единственно возможный… Вырвали победу со счетом 5:3! (Безвестный летописец утверждает, что этот поединок и получил впоследствии в советских СМИ название «матч смерти»).
… Николай Александрович Трусевич завершил свой недлинный, но такой яркий жизненный путь 24 февраля 1943 года в Сырецком концлагере близ Киева (и рядом с печально известным Бабьим Яром). Его расстреляли вместе с двумя другими динамовцами — Иваном Кузьменко и Алексеем Клименко. Вечная память!
Волнует по-прежнему
Мальчишкой я плакал на этом фильме. Точнее, в его финале — когда после героически выигранного матча футболистов, ещё недавно бывших пленными красноармейцами, должны увезти к месту казни.
… Из военных 40-х перенесёмся в 60-е. Когда выход на экраны фильма «Третий тайм» явился заметным событием. Один из лидеров кинопроката 1963-го собрал 32 миллиона зрителей! А мне опять понадобился повторный сеанс. Хотелось снова пережить те сильные эмоции, что были на премьере… Что ж, у настоящего кино — свои харизма и энергетика. Отдав должное и отменно снятым футбольным сценам, замечу: фильм консультировал один из спартаковских братьев Старостиных — Андрей. Артистов же тренировал накануне съёмок олимпийский чемпион-1956 Сергей Сальников.
Автор сценария Александр Борщаговский перенёс «матч смерти» в провинциальный город, почти весь лежавший в руинах. «Третий тайм» - вольная, но по-моему, блестяще выполненная интерпретация реальных событий, где есть вымысел (в меру!) и где герои носят другие имена и фамилии.
Потому в кульминационный момент жестокой игры на вытоптанном газоне пенальти берёт не Трусевич, а Дугин (актёр Геннадий Юхтин). А происходит это в «третьем тайме», ибо во втором, при счёте 3:3, организаторы в чужих погонах прервали матч. Чтобы объявить советским футболистам то, о чём мои читатели уже знают… Но позорной, бесславной концовки не будет. Уйдут несломленными, уйдут победителями!
В последних кадрах тот же Дугин, уже из кузова крытой машины с решётками, бросает мяч невидимому пареньку с трибуны: держи, живи, живи долго и счастливо! Мурашки по коже, слёзы на глазах — вот какие это вызывает чувства. До сих пор, как и много лет назад...
* * *
Только несколько слов напоследок. Через полвека после «Третьего тайма» появилась ещё одна киноверсия той драматической истории, к её 70-летию. В фильме «Матч» голкипер, в чьём облике легко узнать актёра Сергея Безрукова, назван Николаем Раневичем. Обаятельный, цельный, несокрушимый — истинный «вратарь республики».
*Чемпионаты страны по футболу тогда проводились дважды в год.
Автор: Владимир Танков