Найти в Дзене
Словесный бардачок

Любителям детективов. Рекомендации от библиотекаря нашего канала

Мы уже не в первый раз беседуем с заведующей линевской библиотекой Светланой Верзаковой. Так что я могу уже смело называть ее библиотекарем канала «Словесный бардачок». Сегодня рекомендации для чтения в самом популярном жанре — детективе.

Софья: Насколько велик интерес к детективам сейчас?

Светлана: Никогда интерес не пропадал. Всегда наибольший спрос именно на детективы. Сколько я сама читаю, сколько я работаю. И у нас в фонде, конечно, детективов больше всего. По библиотечным правилам, жанры отдельно не выделяют, но мы, для того чтобы читателям было удобно, сделали отдельно фантастику, отдельно женские романы и отдельно детективы. Причем детективы мы еще разделили на мужские и женские. Потому что у них у каждого своя аудитория. И вот детективы, конечно, занимают несравнимо много стеллажей по сравнению со всеми остальными жанрами.

Софья: Требование времени. Во многих библиотеках сейчас делают такие полки повышенного спроса по жанрам (женский роман, детектив, фантастика…). У меня технический вопрос: а как же тогда персоналии? Ведь книга обязана находиться по алфавиту в стройных рядах отечественных или зарубежных авторов. Как-то дублируете? Или в небольших фондах нет опасности «потеряться»?

Светлана: Все правильно, в небольших фондах потеряться невозможно. Кроме того, авторы, за которых я боюсь, что их могут зачитать, стояли на особом стеллаже. Платного абонемента у нас нет, но разделение внутри жанров на самых читаемых и тех, что, как говорится, попроще, оно все равно существует. Мы знаем своего читателя, знаем его спрос, так что никогда не ошибемся, к какой полочке его направить. И ненадежным читателям (а есть и такая категория, к сожалению) я ценные книги сама предлагать не буду, это уж точно.

Софья: Чем этот жанр так привлекателен для читателя? Это всенародная любовь к тайнам и их разгадыванию?

Светлана: Тут я буду на себя ориентироваться, я ведь тоже читатель, и с большим стажем. Интересно проверить себя. Уже с первых страниц, когда кто-то кого-то убил и начали в этом разбираться, у тебя какие-то свои предположения есть. И ты хочешь себя проверить. И потом — вот это желание удивиться. Я далеко не всегда угадываю. Хотя от автора, конечно, зависит. Есть авторы предсказуемые, где сразу вообще все ясно, но я таких не читаю. А хорошие авторы — там, конечно, не догадаешься. И поэтому я и отмечаю второй момент, когда ты удивляешься. Это тоже дорогого стоит.

Софья: Итак, головоломка и удивление. Это свойственно всем видам детективов. Но сейчас жанры постоянно обогащаются новыми разновидностями. Какие детективы читают больше: криминальные, полицейские, политические, шпионские, психологические или предпочитают исторические, фантастические, мистические?

Светлана: Насчет жанров могу сказать уверенно: психологический детектив на первом месте остается и никуда он оттуда не денется. И пышным цветом расцвел такой жанр, как ретро-детектив, очень много таких книг появилось. Пишут, конечно, с разной степенью успеха и таланта.

-2

Я бы выделила тут Николая Свечина. Особенно интересны у него были первые книги, где главный герой — сыщик Лыков. Я перестала его читать, но первые мне нравились очень. А потом автор себе интересную такую нишу нашел — он пустил этого Лыкова по городам. Он у него был в Одессе, в Киеве, на Урале и много где еще. Свечин работал в архивах. Чуть ли не две третьих стало занимать уже как раз описание самого города, его достопримечательностей, красот. То есть он как-то старался писать в соответствии с правдой, но это мешало, конечно, самому жанру. На мой взгляд, по крайней мере. И, кстати, что-то он давно не издавался. А так он прослеживал всю жизнь своего героя: как женился, как дети родились, как на пенсию вышел. В общем, Свечина я бы в жанре ретро–детективов безусловно выделила.

И таких авторов еще несколько появилось, в том числе женские. И это да, очень привлекало внимание. Да, пожалуй, и сейчас привлекает. Просто авторы начинают исписываться, а новых не появляется…

-3

Знаешь, я бы, наверное, про что сказала еще — «сыщики в белых халатах», это вроде поджанра. Книга Владимира Величко так и называется. Ломачинский про это тоже пишет. Это не чистый детектив, но все равно: как врачи, в том числе судмедэксперты, могут помочь в расследовании смерти. Это тоже интересно, и, кстати, пользуется большой популярностью.

Софья: Давай теперь подробнее пройдемся по персоналиям. К кому из классиков жанра не угасает интерес? Или старые поколения их уже прочитали, а новым они неинтересны?

Светлана: Понятно, что Агата Кристи никуда не делась. Но она в каждом доме есть, все эти ее многотомники, собрания сочинений, поэтому у нас-то ее мало спрашивают. Зато она яркий представитель и чуть ли не родоначальник жанра герметичного детектива.

Софья: Да, я поняла, речь идет о классической схеме убийства в закрытой комнате. Кристи — мастер таких сюжетов. А так первым в голову приходит «Убийство на улице Морг» Эдгара По.

Светлана: Ну а я говорю про ограниченное количество людей, и кто-то из них является убийцей. Агата Кристи же десять негритят придумала, и в этом типе сюжета у нее последователей много. Но она непревзойденная, конечно.

-4

Еще я советую, понятно, Конан-Дойла. Но его, кстати, меньше читают. Агата, безусловно, на первом месте, потом у нас очень хорошо читают Черненка. Может быть, потому что он наш, сибиряк. У него очень хорошие такие, честные, чистые детективы, без примеси чего-либо. Вот как раз если кто-то классику просит, то Черненка от и до все книги перечитывают.

Еще, если говорить об иронических детективах, то я сама Иоанну Хмелевскую советую. У Хмелевской это тонкая ирония, это какие-то такие эстетские тексты. Да даже не то чтобы эстетские — там каждое слово на своем месте. Красиво написано. Вот этих троих, наверное, я бы выделила.

Софья: Соглашусь. Я бы еще Чейза добавила к популярным классикам. А Черненка я ни разу не пробовала читать — решила когда–то для себя, что это милицейский детектив, который мне не может быть интересен. Пора отходить от своих стереотипов. Теперь обязательно возьмусь за Черненка. Кого из современных авторов посоветуешь? И в чем изюминка каждого?

Светлана: В первую очередь и с огромным отрывом от всех это Елена Михалкова. Я тебе ее хвалила уже, по-моему.

Софья: Да, я уже третью книгу ее читаю. Про одну даже статеечку писала.

Светлана: Ну вот. Ее книги читатели ждут. Пишет она не так часто. Это не каждый месяц, как, знаешь, у многих авторов.

Софья: Знаю. Я тут свои пять копеек вставлю. По совету библиотекарей, за неимением на полках Михалковой, взяла Мартову, Островскую и Александрову. Из этих троих у Мартовой хотя бы сюжет интересный оказался. Как раз-таки герметичный детектив. Островскую как закончила читать, так тут же и забыла, про что читала, хотя там претензия на художественный детектив, Босх фигурирует. Хуже всего с Александровой. Книга про часы Фрейда настолько грязная и недоработанная, что просто неловко было за автора, когда читала. Регулярные повторы мыслей, однообразные простенькие конструкции предложений, ляпы по сюжету…

Светлана: Нет, у Михалковой не так. Книги выходят достаточно редко, их очень сильно ждут. И она нисколько не меняется, хотя пишет уже много-много лет. В хорошем смысле не меняется — не исписывается. Так что для меня и для всех моих читателей Михалкова на первом месте.

-5

Про Свечина и его ретро-детективы я уже говорила. Кого еще выделить? Есть авторы, которые выстреливали и почему-то пропадали. Например, Дарья Дезомбре. У нее вышло только шесть книг, и она перестала писать. Насколько я понимаю, у нее случилась какая-то трагедия, потому что в последней книге немножко отсыл к этому есть, она как раз пишет, что мы, авторы, пытаемся себя вытащить таким образом. И она, видимо, пыталась, но, похоже, у нее не получилось. Так что автор перестала писать, а детективы у нее замечательные были.

Конечно, Яна Вагнер. У нее только три книги. Вот это же «Вонгозеро», по которому поставили «Эпидемию». Продолжение «Вонгозера» — «Живые люди». И уже чистый детектив «Кто не спрятался». Он как раз на «Десять негритят» Агаты Кристи и похож. Прекрасные три книги — и все, автор больше не пишет совсем, очень жаль.

-6

Так, смотрим, кто у нас дальше на стеллажах. Есть много тех, кто пишет каждый месяц по книге, но я их даже называть не буду. Вот! Кто мне очень-очень сильно понравился — Влада Юрьева. У нее, если я не ошибаюсь, восемь книг. Они интересно так тройным названием называются. Первая — «Король, королевич, портной». Вторая — «Красный, жестокий, оранжевый». И т. д. Замечательные книги! Это серия, но каждая книга читается и отдельно. И это туда же — к моему любимому поджанру десяти негритят: определенная группа лиц в определенном месте, и ищите среди них, что называется.

-7

Александра Маринина. Ее я даже не знаю, куда уже отнести, к классикам или к современникам. Она, конечно, в силу того что так много лет пишет, все пытается экспериментировать с жанрами. Куда только она не уходила! Но, мне кажется, автор сама понимает, и читатели, безусловно, сразу дают этому оценку: все-таки когда она пишет про свои годы, когда она работала (это где-то 80-ые), это и есть самые успешные, самые интересные ее книги. И сейчас она тоже вернулась к тому времени. То есть она, может, ниточку какую-то и протягивает, но в основном пишет про то время. И это уже успех настоящий!

Софья: Светлана, спасибо за разговор и за сотрудничество! Надеюсь, что мы и дальше сможем с твоей помощью рекомендовать людям хорошие книги для чтения.

Читайте — и будет вам радость!

А ваша подписка — автору радость!

Похожие публикации читайте в подборке.