Восстановление туристического и рыбопромышленного потенциала Азовского моря займет не один десяток лет. Для анализа состояния водоема необходимо провести исследования на всей прибрежной территории, но пока идет СВО – часть берега остается под минными полями и фортификационными сооружениями, а капитаны исследовательских судов попадут под санкции, если зайдут в Бердянск или Мариуполь.
Об этом сообщил научный руководитель Южного научного центра, руководитель секции океанологии, физики атмосферы и географии в отделении наук о Земле РАН, академик Геннадий Матишов, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
По поручению президента РФ идет разработка стратегии устойчивого развития Азовского моря, в которой участвуют Южный научный центр, Институт биологии южных морей, Агентство стратегических инициатив и ВЭБ РФ. ИНБЮМ свои предложения направил, но Южный научный центр без комплексного исследования состояния моря не может формировать стратегию.
«Любой вопрос, как восстановление популяции рыб, туризм, осолонение – нужно обсуждать. Возможно, даже разбить на группы, что мы можем сегодня сделать, и что мы можем сделать через 5-10 лет, но профессионально. Сейчас у нас ещё и цикл маловодия. Откуда взять воду в Крыму? Откуда её взять? Для Донбасса было решение сверху, и примерно за 8 месяцев с дельты Дона проложили две линии. Потому что без воды он же не может остаться!А для Крыма, откуда взять? Бурить – это долго. Опреснители, кто их будет делать? У нас нет такой промышленности. Тянуть с Кубани, там тоже маловодье. Это всё должны профессионально считать, просчитать, изучить всю эту динамику. А для того чтобы привлечь общественность, чтобы правительство выделило необходимые деньги, наверное, это должны депутаты, общественность обсуждать, заниматься этой очень важной проблемой. Одним годом или даже десятком лет она не может быть решена. Только на восстановление рыбной популяции необходим цикл в 8-10 лет», – отметил академик.
Сколько времени нужно для разработки стратегии, и какое финансирование необходимо для устойчивого развития Азовского моря, с учетом его фактически внутреннего статуса в РФ, ученый не смог сказать.
«Да никто этого не скажет. Мы ещё даже не приступаем к исследованию, надо чтобы вначале окончилась война. Помните такой фильм «Шесть часов вечера после войны»? Вот как закончится война, тогда мы можем спокойно подумать, сколько нужно времени. А это не одно десятилетие только на восстановление популяции рыбы, о чем мы, о чем говорим? А второе, очень много мест заминировано», – указал Матишов.
«Каждый должен заниматься своим делом. Сегодня у нас просто общественные слушания, только не понятно – чего. Деградация Азовского моря 50 лет шла, и эти же 50 лет нам надо восстанавливать. На восстановление нужны колоссальные деньги, без инвестиций – никак. Конечно, инвестиции может дать промышленность, но пойдёт ли она сейчас на это?Вы, наверное, знаете, что наше государство находится под санкциями, и любой теплоход, который войдёт в Бердянск или Мариуполь, его капитан больше ни в какие порты зайти не сможет, кроме как Новороссийск, Ростов и Ейск. Тут столько нюансов, и из-за них мы же там не можем работать. В этом году, в будущем году – мы не сможем работать и на побережье, и в Азовском море тоже, скорее всего», – заключил академик.
Автор: Любовь Смирнова