По данным правоохранителей, в городе появляются и новые схемы обмана. Например, злоумышленники представляются работниками ресурсоснабжающих организаций, заходят в квартиры, просят оплатить ненужную замену оборудования. Как не попасться «на крючок» мошенников? Репортаж Ольги Чернецкой.
Это оперативная съёмка. Сотрудники МВД допрашивают фигуранта уголовного дела о мошенничестве.
Он работал по схеме «Ваш родственник попал в беду».
«Просто зашёл и сказал: „Меня зовут Дима, я курьер“. Мне передали в полотенце деньги, и я уехал. Потом сказали вернуться ещё раз, взять ещё сумму. Я приехал, взял ещё и уехали. Всё. Потом нас приняли», — отметил обвиняемый Аслан.
Деньги забирал у 92-летнего севастопольца. Всего — больше трёх миллионов рублей. Пенсионер поверил, что его внучке в Новосибирске нужна помощь после дорожно-транспортного происшествия, в котором она якобы была виновата.
«Знали все мои данные. Вот они и говорят: „Давайте 800 тысяч, мы снимем обвинения с вашей внучки“», — поделился потерпевший Владимир.
Потом понадобились деньги якобы на лечение. За ними тоже приехал «курьер Дмитрий». Вообще подобные мошеннические схемы — одни из самых частых преступлений.
По статистике, основных видов мошенничества несколько. Один из них, как раз, телефонный — когда злоумышленники звонят или отправляют людям SMS-сообщения с ложной информацией о родственниках или банковских счетах. Ещё один — мошенники представляются социальными работниками и предлагают купить медикаменты или получить какую-то государственную услугу. И третий вид обмана — интернет-мошенничество. Тогда у пользователей стараются узнать их личные данные.
«На сегодняшний день у нас в Севастополе зарегистрировано 1208 совершённых дистанционных мошенничеств. Если говорить, например, за мошенничества такие, как „Родственник попал в беду“, у нас сейчас это наиболее актуальное, скажем так, контактно-дистанционное мошенничество — это, как правило, статья 159 УК РФ, где в зависимости от части предусмотрено лишение свободы в срок до 10 лет», — рассказала исполняющая обязанности начальника отдела по борьбе с IT-преступлениями УМВД России по Севастополю, старший лейтенант полиции Алина Крючкова.
В то же время в Севастополе появляются и новые схемы обмана. Одна из них — злоумышленники представляются работниками «Севэнергосбыта», обходят квартиры, предлагают поменять проводку или заменить приборы учёта — и всё это за немаленькие суммы.
«В случае малейшего подозрения, у них есть возможность по прямой линии связаться с нашим клиентским офисом и уточнить, проводятся ли по данному адресу работы. Обращаем внимание на то, что нашими сотрудниками не проводятся работы, связанные с проверкой состояния розеток, электрооборудования и, тем более, замены внутридомовой проводки», — подчеркнул начальник отдела по работе с бытовыми потребителями ООО «Севэнергосбыт» Анатолий Шевченко.
О проверках предприятие предупреждают заранее. Также контролёры всегда работают в спецодежде. За день успевают обойти от 100 до 300 человек — это как поквартирные проверки, так и снятие показаний со счётчиков в подъездах.
«Носим наши удостоверения, которые удостоверяют нашу личность и что мы действительно являемся работниками „Севэнергосбыта“. Ходим раз в три месяца, бывает раз в полгода. к некоторым людям вообще бывает, что, так как наши графики рабочие совпадают, не всегда люди бывают дома, поэтому мы ходим к ним чаще», — отметила контролёр первой группы ООО «Севэнергосбыт» Анна Минаева.
Чтобы снизить уровень преступности, полиция проводит профилактику — сотрудники встречаются с горожанами и напоминают, как не попасться на «крючок» мошенников.
«Чтобы не стать жертвой мошенников, в первую очередь, не надо бездумно выполнять их какие-то пожелания, если вы поговорили по телефону. В любом случае, мошенники будут стараться не отпускать внимание человека. Лучше всего положите трубку, выдохните 10 секунд, подышите. Если вам действительно звонили с банка, то вам перезвонят», — рассказал заместитель начальника отдела организации деятельности уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних УМВД России по Севастополю, подполковник полиции Игнат Коршунов.
Ещё несколько важных правил: не стоит впускать в дом незнакомцев, а работников социальных служб всегда нужно просить предъявить удостоверение. Также важно не покупать непроверенные вещи, лекарства и медицинские приборы. И одно из самых главных — не передавать личных данных ни онлайн, ни по телефону.
Ольга Чернецкая, Антон Терёшкин, Екатерина Малунова